Пользовательского поиска
|
Зарегистрировано в Минюсте РФ 22 сентября
1994 г. N 695
------------------------------------------------------------------
МИНИСТЕРСТВО ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ
СРЕДЫ И ПРИРОДНЫХ
РЕСУРСОВ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 18 июля 1994 г. N
222
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ
ОЦЕНКЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ
НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ В
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В целях реализации статьи 41 Закона
Российской Федерации "Об
охране окружающей природной
среды" (раздел VI),
подготовки к
выполнению обязательств Российской
Федерации в связи с подписанием
международной Конвенции "Об оценке
воздействия на окружающую среду
в трансграничном контексте" и в соответствии
с Положением о
Министерстве охраны окружающей
среды и природных
ресурсов
Российской Федерации приказываю:
Утвердить согласованное с
заинтересованными министерствами и
ведомствами Российской Федерации, органами исполнительной власти
субъектов Российской Федерации Положение об оценке воздействия на
окружающую среду в Российской Федерации
(Приложение).
Министр охраны
окружающей
среды и
природных ресурсов
Российской Федерации
В.И.ДАНИЛОВ-ДАНИЛЬЯН
Приложение
к
приказу Минприроды России
от 18 июля 1994 г. N 222
ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ ОЦЕНКЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА
ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ
В РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Оценка воздействия на окружающую
среду (ОВОС) - процедура
учета экологических требований
законодательства Российской
Федерации при подготовке и
принятии решений о
социально-экономическом развитии общества.
1.2. ОВОС организуется
и осуществляется с целью
выявления и
принятия необходимых и достаточных мер по
предупреждению возможных
неприемлемых для общества
экологических и связанных
с ними
социальных, экономических и
других последствий реализации
хозяйственной или иной деятельности
<*>.
-------------------------------
<*> Далее - последствий.
1.3. Проведение ОВОС
при подготовке документации,
обосновывающей развитие видов
и объектов хозяйственной
и иной
деятельности, перечень которых приведен
в Приложении, является
обязательным. Целесообразность проведения
(или продолжения начатых
работ) ОВОС для объектов и
видов деятельности, не
вошедших в
перечень обязательных, определяется
органами исполнительной власти
субъектов Российской Федерации по
представлению территориальных
органов Минприроды России.
При несогласии органа
исполнительной
власти субъекта Российской Федерации с
предложением
территориального органа Минприроды
России орган исполнительной
власти принимает решение с учетом
заключения Минприроды России.
В случае разногласий
между органом исполнительной власти
субъекта Российской Федерации и Минприроды России спор может быть
разрешен в арбитражном суде в установленном
порядке.
1.4. Для объектов
и видов хозяйственной и иной деятельности,
не вошедших в указанный перечень, а также
в случае прекращения
начатых работ по
ОВОС заказчик /
разработчик в обосновывающей
документации обязан сделать
краткий вывод о
допустимости
предполагаемого воздействия на окружающую
среду.
1.5. Результатом проведения ОВОС
является вывод заказчика
о
допустимости воздействия намечаемой им деятельности на окружающую
среду. Проектные и/или иные решения,
содержащиеся в обосновывающей
документации, должны быть
разработаны с учетом различного рода
возможных последствий ее реализации.
1.6. Информация о состоянии окружающей
среды, используемая при
проведении ОВОС, подготавливается с помощью
методов и средств
измерений, удовлетворяющих требованиям
законодательства Российской
Федерации и
нормативных документов по
обеспечению единства
измерений.
1.7. Обосновывающая документация
представляется инициатором /
заказчиком на государственную экологическую экспертизу
в
соответствии с Законом Российской Федерации
"Об охране окружающей
природной среды" (раздел
5). Обосновывающая документация
по
реализации видов и
объектов деятельности, перечень
которых
приведен в
Приложении к настоящему
Положению, без результатов
проведения ОВОС на
государственную
экологическую экспертизу в
Минприроды России и/или его территориальные
органы не принимается.
2. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
2.1. ОВОС организуется
и проводится при подготовке следующих
видов обосновывающей документации:
1) концепций, программ (в том числе инвестиционных) и планов
отраслевого и территориального
социально-экономического развития;
2) схем комплексного использования и
охраны природных
ресурсов;
3) градостроительной документации
(генеральных планов городов,
проектов и схем детальной планировки и
т.д.);
4) документации по
созданию новой техники,
технологии,
материалов и веществ;
5) предпроектных обоснований
инвестиций в строительство,
технико-экономических обоснований и/или
проектов строительства
новых, реконструкции, расширения
и технического перевооружения
действующих хозяйственных и/или иных
объектов и комплексов.
2.2. При подготовке хозяйственных и
иных решений, включающей
разработку нескольких видов
обосновывающей документации, ОВОС
проводится поэтапно с
учетом детализации видов,
источников и
уровней
воздействия намечаемой деятельности на окружающую среду.
3. ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОЦЕНКЕ
ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОКРУЖАЮЩУЮ
СРЕДУ
3.1. Для выявления и принятия
необходимых и достаточных мер по
предупреждению возможных неприемлемых последствий
в процессе
анализа и оценки воздействия намечаемой
деятельности на окружающую
среду разработчиком обосновывающей документации должны
быть
рассмотрены:
1) цели реализации замысла или
предполагаемого проекта;
2) разумные альтернативы намечаемой
деятельности;
3) характеристика проектных
и иных предложений в контексте
существующей экологической ситуации
на конкретной территории с
учетом
ранее принятых решений
о ее социально-экономическом
развитии;
4) сведения о
состоянии окружающей среды
на территории
предполагаемой реализации намечаемой деятельности в
соответствующих пространственных и
временных рамках;
5) возможные последствия реализации намечаемой
деятельности и
ее альтернатив;
6) меры
и мероприятия по
предотвращению неприемлемых для
общества последствий осуществления
принимаемых решений;
7)
предложения по разработке
программы мониторинга
реализации
подготавливаемых решений и
плана послепроектного
экологического анализа.
3.2. Порядок проведения
ОВОС (процедура) при
подготовке
каждого вида обосновывающей
документации, перечисленной в разделе
2 настоящего Положения, устанавливается
Минприроды России.
4. ОБЯЗАННОСТИ УЧАСТНИКОВ
ПРОВЕДЕНИЯ ОВОС
4.1. При проведении ОВОС:
1) инициатор / инвестор
обеспечивает финансирование всех
исследований и работ,
необходимых для проведения ОВОС;
2) инвестор / заказчик
организует проведение
ОВОС в процессе
подготовки
обосновывающей документации;
осуществляет широкий обзор
(общественные слушания) предложений
о возможной реализации
намечаемой деятельности на
конкретной
территории, кроме объектов специального
назначения, информация о
которых требует конфиденциальности;
3) разработчик (в пределах своей
компетенции):
проводит ОВОС;
рассматривает и учитывает экологические
условия и требования
при подготовке обосновывающей документации.
4.2.
Органы исполнительной власти
субъекта Российской
Федерации при подготовке и принятии ими
решения о санкционировании
(разрешении) осуществления проекта
намечаемой деятельности:
1) участвуют в рассмотрении
обосновывающей документации;
2) выдают
(или согласовывают) обоснованные экологические
условия и
требования для проработки
предложений по реализации
проекта намечаемой деятельности;
3) принимают решения
о санкционировании реализации проекта
намечаемой
деятельности при условии
соблюдения экологических
требований законодательства Российской Федерации, а также ясного
представления о возможных последствиях его
осуществления.
5. ОБЩЕСТВЕННЫЕ
СЛУШАНИЯ
5.1. Заинтересованным общественным объединениям и
неправительственным организациям рекомендуется оказывать
содействие разработчику /
заказчику в проведении
общественных
(публичных) слушаний или
обсуждений в средствах
массовой
информации проектных и
иных предложений о
реализации проекта
намечаемой деятельности в целях собственной
оценки:
1) применяемых методов
анализа и прогноза
воздействия
намечаемой деятельности на окружающую
среду;
2) достоверности представленных
результатов ОВОС;
3) полноты и
достаточности предлагаемых в
обосновывающей
документации мер по предотвращению
неблагоприятного воздействия.
5.2. Заказчик с
участием разработчика проводит
общественные
слушания или обсуждения в средствах
массовой информации проектных
и иных предложений в целях:
1) информирования общественности о
проекте намечаемой
деятельности или разрабатываемых проектных
предложениях;
2) выявления и
фиксации всех возможных
неблагоприятных
последствий реализации хозяйственных и иных
решений;
3) поиска взаимоприемлемых альтернатив, позволяющих
предотвратить неблагоприятные последствия
осуществления проекта
намечаемой деятельности.
5.3. Общественные (публичные) слушания
и обсуждения
организуются и проводятся:
1) на
федеральном уровне, когда
преимущества и издержки
реализации принимаемого решения носят
общенациональный характер;
2) на местном уровне или уровне
субъекта Российской Федерации,
когда преимущества и
издержки реализации проекта
намечаемой
деятельности распространяются на
определенный географический
регион в пределах субъекта Российской
Федерации.
6. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА
ПРАВОНАРУШЕНИЯ
Инициатор / заказчик намечаемой
деятельности и разработчик
обосновывающей документации по
ее развитию в
соответствии с
Законом Российской Федерации
"Об охране окружающей
природной
среды" (раздел XIII) несут
ответственность за:
1) невыполнение правил проведения ОВОС;
2) нарушение процедуры оценки воздействия на окружающую
среду
при подготовке обосновывающей документации;
3) предоставление неполных
результатов проведения ОВОС или
недостоверной информации о них.
Приложение
к Положению об оценке
воздействия на окружающую среду
в Российской Федерации
ПЕРЕЧЕНЬ
ВИДОВ И ОБЪЕКТОВ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ И
ИНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ,
ПРИ ПОДГОТОВКЕ ОБОСНОВЫВАЮЩЕЙ
ДОКУМЕНТАЦИИ НА
СТРОИТЕЛЬСТВО КОТОРЫХ ОЦЕНКА
ВОЗДЕЙСТВИЯ НА
ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ ПРОВОДИТСЯ В
ОБЯЗАТЕЛЬНОМ
ПОРЯДКЕ
1. Предприятия по добыче нефти мощностью
500 тыс. т/год
и
более.
2. Предприятия по добыче природного газа мощностью 500
млн.
куб. м/год и более.
3. Нефтеперерабатывающие заводы и
установки для газификации и
сжижения угля или
битуминозных сланцев производительностью 500
т/сутки и более.
4. Тепловые электростанции и
другие установки для сжигания
тепловой мощностью 300 МВт и более, а также
атомные электростанции
и другие
сооружения с ядерными
реакторами (за исключением
исследовательских установок для
производства и конверсии
расщепляющихся и воспроизводящих
материалов, максимальная мощность
которых не превышает 1 кВт постоянной
тепловой нагрузки).
5. Золоотвалы ТЭЦ
и котельных с объемом золы 100
тыс. куб.
м/год и более.
6. Установки для
извлечения, переработки и
преобразования
асбеста и асбестосодержащих продуктов с
годовой мощностью:
1) асбестоцементных продуктов - 20 тыс.
т и более;
2) фрикционных материалов - 50 т и
более;
3) других видов применения асбеста -
200 т и более.
7. Предприятия химической
промышленности всех видов.
8. Производство целлюлозы
и бумаги мощностью 200 т/сутки и
более.
9. Крупные склады
для хранения 50 тыс. куб. м и
более
нефтяных, нефтехимических и химических
продуктов.
10. Микробиологические производства.
11. Крупные производства
строительных материалов (цемент,
стекло, известь, керамика).
12. Крупные установки
для доменного и
мартеновского
производств и предприятия цветной
металлургии:
1) спекание, обжиг и прокаливание железной руды в установках
мощностью 1 млн. т/год и более;
2) все коксовые печи;
3) установки для
производства чушкового чугуна
и
нерафинированной стали мощностью 1 млн.
т/год и более;
4) установки для
производства стали из
металлических руд
мощностью 200 тыс. т/год и более;
5) установки для обработки цветных
тяжелых металлических руд
мощностью 100 тыс. т/год и более;
6) установки для
производства, извлечения или
обработки
цветных металлов, их соединений или
других сплавов термическими,
химическими или электролитическими методами
мощностью 100 тыс.
т/год и более.
13. Крупные установки
и предприятия черной
и цветной
металлургии:
1) окомкование и спекание железной руды
в установках мощностью
1 млн. т/год и более;
2) все коксовые печи и коксохимические
производства;
3) установки для производства чугуна и
стали мощностью 1 млн.
т/год и более;
4) установки для
обработки руд тяжелых
цветных металлов,
производства, извлечения
или обработки цветных
металлов, их
соединений
или других сплавов
термическими, химическими или
электролитическими методами мощностью 100
тыс. т/год и более.
14. Установки по
производству, обогащению, регенерации
ядерного топлива, объекты и/или полигоны по
удалению и переработке
радиоактивных отходов, боеприпасов и
реакторных отсеков; установки
по производству радиоизотопов.
15. Объекты использования
ядерно-взрывной технологии.
16. Крупные ускорительные комплексы для получения
интенсивных
пучков элементарных частиц и
высокоэнергетичных ядер.
17. Медицинские центры,
осуществляющие в широких масштабах
радиоизотопные диагностические и
терапевтические процедуры.
18. Космодромы, аэропорты,
аэродромы, объекты и/или полигоны
для испытаний, утилизации, уничтожения и захоронения
(затопления)
химического оружия, ракетных топлив.
19. Объекты и/или
полигоны термической, химической
переработки, утилизации и захоронения
нерадиоактивных отходов.
20. Строительство автомобильных
дорог, автострад, трасс
для
магистральных железных дорог
дальнего сообщения и аэропортов с
длиной основной взлетно-посадочной полосы
1500 м и более.
21. Метрополитены.
22. Нефте- и газопроводы с трубами
диаметром 600 мм и более.
23. Порты, терминалы,
судоверфи, международные паромные
переправы, а также внутренние водные пути и
порты для внутреннего
судоходства, допускающие проход
судов водоизмещением 1350 т
и
более.
24. Крупные плотины
высотой 15 м и более,
водохранилища с
площадью
поверхности 2 кв. км и
более, магистральные каналы,
гидромелиоративные системы и
системы водоснабжения крупных
городов.
25. Сооружения по очистке промышленных и коммунальных
сточных
вод с годовым стоком более 5% от объема
стока бассейна реки.
26. Водозаборы подземных вод с объемом
забираемой воды 10 млн.
куб. м/год и более.
27. Крупномасштабная добыча,
извлечение и обогащение
металлических руд и угля:
1) предприятия по
добыче, извлечению и обогащению железной
руды на месте мощностью 1 млн. т/год и
более;
2) предприятия по добыче, извлечению и обогащению нежелезной
руды на месте мощностью 100 тыс. т/год и
более;
3) предприятия по
добыче, извлечению и
обогащению угля на
месте мощностью 100 тыс. т/год и более;
4) крупномасштабная добыча
нерудных полезных ископаемых,
особенно в акваториях.
28. Разведка, добыча
нефти и газа,
лицензируемые виды
геологических изысканий.
29. Сплошнолесосечная заготовка
древесины на лесосеках
с
площадью вырубки более
200 га или вырубка древесины на площади
более 20 га при переводе лесных земель в
нелесные в целях,
не
связанных
с ведением лесного
хозяйства и пользованием лесным
фондом.
30. Крупные животноводческие комплексы
мощностью:
1) свиноводческие - 30 тыс. голов и
более;
2) по откорму молодняка крупного
рогатого скота - 2 тыс. голов
и более;
3) молочные - 1200 коров и более.
31. Звероводческие комплексы.
32. Птицефабрики на 400 тыс. кур - несушек,
3 млн. бройлеров и
более.
33. Объекты хозяйственной и/или
иной деятельности,
расположенные на
особо охраняемых территориях
и эксплуатация
которых не связана с режимом этих
территорий.