Пользовательского поиска
|
ГОСТ Р 51248-99
УДК 625.14:006.354
Группа Ж 83
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПУТИ НАЗЕМНЫЕ РЕЛЬСОВЫЕ КРАНОВЫЕ
Общие технические требования
TRACKS OVERLAND RAIL CRANE
Principal specifications
ОКС 93.100,
ОКСТУ 3185
Дата введения
1999—06—01
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН
АОЗТ «Центральный научно-исследовательский и проектно-экспериментальный
институт организации, механизации и технической помощи строительству» и
Техническим комитетом по стандартизации (ТК 376) «Эксплуатация
строительно-дорожных машин и оборудования»
2 СОГЛАСОВАН с
Госгортехнадзором России
3 ВНЕСЕН
Управлением механизации, инженерного оборудования и лизинга Госстроя России
4 ПРИНЯТ И
ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ постановлением Госстроя России от 18 февраля 1999 г. № 8.
5 ВЗАМЕН СНиП
3.08.01-85
Введение
Настоящий
стандарт является основополагающим нормативным документом, обязательным для
исполнения руководящими и инженерно-техническими работниками, связанными с
проектированием, устройством и эксплуатацией наземных рельсовых крановых путей.
При разработке
требований стандарта учитывались современные достижения науки и техники,
передовой отечественный и зарубежный опыт, а также требования международных
стандартов по рельсовым крановым путям.
Основными
отличиями этого стандарта являются приоритетность требований, направленных на
обеспечение безопасности работы людей, связанных с эксплуатацией, ремонтом и
обслуживанием грузоподъемной техники.
В стандарте
содержатся, в основном, требования к эксплуатационным характеристикам рельсовых
путей, удовлетворяющие потребителя и обеспечивающие безопасную их эксплуатацию.
Средства и
способы обеспечения этих требований, а также более подробное описание конструкции,
методов расчета и применяемых материалов излагаются в разрабатываемых сводах
правил по проектированию, устройству и эксплуатации наземных рельсовых крановых
путей.
Настоящий
стандарт разработан АОЗТ ЦНИИОМТП (ответственный исполнитель — Ю.А. Корытов) и Техническим комитетом по
стандартизации ТК 376 (ответственный исполнитель — Н.Д. Тимофеев) под руководством Управления механизации, инженерного
оборудования и лизинга Госстроя России (Д.П.
Добжинский).
1 Область применения
Настоящий
стандарт распространяется на наземные рельсовые пути, предназначенные для
передвижения грузоподъемных кранов (башенных, козловых) и устанавливает
требования по их проектированию, устройству и эксплуатации.
Требования
стандарта являются обязательными, кроме 4.2.5; 4.3.1; 4.3.7; 4.7; 5.8 и таблицы 1, которые носят рекомендательный
характер.
Стандарт может
применяться для сертификации.
2 Нормативные ссылки
В настоящем
стандарте использованы ссылки на следующие нормативные документы:
ГОСТ
12.3.009—76 ССБТ. Работы погрузочно-разгрузочные. Общие требования безопасности
ГОСТ
12.4.026—76 ССБТ. Цвета сигнальные и знаки безопасности
ГОСТ 23407—78
Ограждения инвентарные строительных площадок и участков производства
строительно-монтажных работ. Технические условия
Международный
стандарт ИСО 4310. Краны. Правила и методы испытаний
ПБ 10-14-92
Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов
(Госгортехнадзор России)
Правила
устройства электроустановок (Госэнергонадзор России)
Правила
технической эксплуатации электроустановок (Госэнергонадзор России).
3 Общие положения
3.1 Устройство
и эксплуатация рельсовых путей должны осуществляться по проектной и
конструкторской документации, разрабатываемой в соответствии с требованиями
настоящего стандарта и нормативно-технической документации на проектные работы.
3.2
Организации, разрабатывающие проектную и конструкторскую документацию и
осуществляющие устройство и эксплуатацию рельсовых путей, должны иметь лицензии
на соответствующие виды деятельности, выданные органами лицензирования Госстроя
России и Госгортехнадзора России.
(Измененная редакция, поправка)
3.3 Рельсовый
путь включает: нижнее и верхнее строения, путевое оборудование.
3.3.1 В состав
нижнего строения рельсового пути входят: земляное полотно и водоотводное
устройство.
3.3.2 В состав
верхнего строения рельсового пути входят: балластная призма, подрельсовые
опорные элементы, рельсы, стыковые и промежуточные скрепления.
3.3.3 В состав
путевого оборудования рельсового пути входят: тупиковые упоры, лотки для предотвращения
износа кабеля, питающего электроэнергией кран, ограничители передвижения,
ограждение, заземление и предупреждающие знаки.
3.4 Комплект
документов должен содержать:
проектную и
конструкторскую документацию;
паспорта и
сертификаты на элементы (комплектующие изделия и материалы), входящие в состав
рельсового пути;
акт
сдачи-приемки кранового рельсового пути в эксплуатацию (акт комплексного
обследования кранового пути);
разрешение на
пуск в работу рельсового пути.
3.5 В составе
проектной документации на рельсовый путь приводятся:
выкопировка из
стройгенплана;
проект
рельсового пути;
проект
производства работ на устройство рельсового пути;
требования по
эксплуатации рельсового пути.
3.5.1 Проект
рельсового пути должен содержать:
план
рельсового пути с указанием основных размеров и участка для стоянки крана в
нерабочем положении;
конструкцию
верхнего строения рельсового пути (тип рельса, подрельсовый опорный элемент,
расстояния между ними, тип или конструкция стыковых скреплений, материал и
размеры балластного слоя);
конструкцию
земляного полотна (поперечный профиль с размерами, расположение и тип
водоотводных устройств, степень уплотнения земляного полотна);
допуски,
контролируемые при устройстве и эксплуатации;
конструкцию
тупиковых упоров, схему заземления рельсового
пути;
конструкцию
переезда через рельсовые пути для автомобильного транспорта (при
необходимости);
указания о
месте монтажа крана и регламенте обкатки рельсового пути*;
пояснительную
записку с расчетами и обоснованиями проектных и конструкторских решений.
______
* Обкатку рельсового пути
следует производить краном, башня которого смонтирована на минимальное
исполнение, согласно паспортной характеристике.
(Измененная редакция, поправка)
3.5.2 Проект
производства работ (ППР) по устройству рельсового пути должен содержать:
состав и
способы производства работ;
методы
контроля;
браковочные
требования на элементы рельсового пути;
способы
устранения отклонений рельсового пути в плане и в вертикальной плоскости от
нормативных значений;
периодичность
обследования и технического обслуживания.
4 Требования к устройству рельсовых путей
4.1 Общий вид
и основные контролируемые параметры рельсовых путей указаны на рисунке 1.
1 — рельсовый
путь; 2 — башенный кран; 3 — водоотводное устройство; 4 — ограждение;
5 — возводимое
здание
Контролируемые параметры:
А — ширина земляного полотна;
Б = (R
— 0,5К) + 0,7 м — минимальное расстояние от выступающей части здания (штабеля) до
оси рельса;
В — база крана;
К — колея пути;
R — наибольший радиус поворотной части крана;
I = (hy /К) — поперечный уклон пути;
hб — толщина балласта;
S — отклонение от прямолинейности рельсового пути;
L*— расстояние от оси (торца) рельса
до ограждения (не менее размера «Б»).
Рисунок 1 — Общий вид
и основные контролируемые параметры наземных рельсовых крановых путей
_____
* Поправки к
рисунку.
4.2 К нижнему
строению рельсового пути предъявляются следующие требования:
4.2.1 Перед
устройством земляного полотна под рельсовые пути должны быть выполнены все
работы по прокладке инженерных сетей и коммуникаций.
Подземные
коммуникации, расположенные в зоне крановых нагрузок, следует проверить
расчетом на прочность и, при необходимости, защитить от деформации и
разрушения.
(Измененная редакция, поправка)
4.2.2
Продольный уклон земляного полотна должен быть не более 0,003;
поперечный
уклон земляного полотна, сложенного из недренирующего грунта, должен быть в
пределах 0,008—0,01 в сторону от обслуживаемого объекта;
земляное
полотно, сложенное из дренирующего грунта, допускается выполнять
горизонтальным.
4.2.3
Плотность грунта земляного полотна (выемки и нулевого места) должна быть в
пределах 1,55—1,75 г/см3, коэффициент уплотнения насыпного грунта
земляного полотна — не менее 0,95. Способы уплотнения грунта и методы контроля
за его плотностью определяются проектом.
4.2.4 Земляное
полотно должно иметь эффективное водоотводящее устройство.
(Измененная редакция, поправка)
4.2.5
Устройство земляного полотна в зимний период должно осуществляться по отдельным
требованиям к проекту кранового пути с учетом специфики климатических зон.
При устойчивой
отрицательной температуре окружающего воздуха во время нахождения крана на
объекте допускается укладывать балластный слой без предварительного уплотнения
грунтового основания.
(Измененная редакция, поправка)
4.3 К верхнему
строению рельсового пути предъявляются следующие требования:
4.3.1 Верхнее
строение рельсового пути может возводиться как из отдельных элементов, так и с
использованием инвентарных секций.
В качестве
подрельсовых опорных элементов могут применяться деревянные полушпалы, брусья
или железобетонные балки.
4.3.2 Толщина
балластного слоя определяется проектом на основании расчетов и зависит от
нагрузки на колесо крана, вида грунтового основания, материала балласта и
конструкции подрельсовых опорных элементов.
Ориентировочная
толщина балласта (для составления технико-экономического обоснования проекта)
приведена в таблице 1.
4.3.3 При
устройстве рельсового пути с полушпалами стыки рельсов следует располагать
между полушпалами, а с железобетонными продольными подрельсовыми элементами —
над их стыками.
4.3.4
Конструкции болтовых соединений рельсов должны исключать ослабление затяжки
(должны применяться пружинные шайбы, шплинты и т.п.).
4.3.5 Величина
зазора в рельсовом стыке не должна превышать 12 мм. Смещение торцов стыкуемых
рельсов не должно превышать в плане 2 мм и по высоте 3 мм.
4.3.6 Длина
балластной призмы должна превышать длину рельсовой нитки на 1 м в каждую
сторону.
4.3.7 При
применении железобетонных подрельсовых опорных элементов (балки, плиты, шпалы)
между рельсами и поверхностями этих опорных элементов должны устанавливаться
прокладки соответствующей упругости.
(Измененная редакция, поправка)
4.3.8
Допускаемые отклонения размеров рельсовых путей от проектного значения при их
устройстве приведены в таблице 2.
4.4 Расстояния
выступающих частей крана до зданий, сооружений, штабелей грузов должны
соответствовать требованиям ст. 4.14.5 ПБ 10-14 и ГОСТ 12.3.009.
4.5 К путевому
оборудованию рельсового пути предъявляют следующие требования:
4.5.1 На
концах рельсового пути (на расстоянии не менее 0,5 м) должны быть установлены
тупиковые упоры, предназначенные для гашения остаточной скорости крана и
предотвращения его схода с концевых участков кранового пути в аварийных
ситуациях, при отказе ограничителя передвижения или тормозов механизма
передвижения крана.
Упоры должны
быть установлены таким образом, чтобы наезд крана на упоры был одновременным.
Рельсовые пути
должны иметь в поперечном направлении фиксирующие элементы (стяжки-распорки),
которые устанавливаются в начале и конце рельсового пути, а в промежутке — не
менее одного на инвентарную секцию или с шагом не более 6,25 м.
Таблица 1
В миллиметрах
Нагрузка от |
Ориентировочная толщина балласта hб |
|||||||||||
колеса на |
щебеночного под железобетонными балками |
песчаного под железобетонными балками |
щебеночного под деревянными полушпалами |
|||||||||
рельс, кН |
при земляном полотне из глинистого, суглинистого или
супесчаного грунта и рельсах типов |
при земляном полотне из песчаного грунта и рельсах типов |
при земляном полотне из глинистого, суглинистого или
супесчаного грунта и рельсах типов |
при земляном полотне из песчаного грунта и рельсах типов |
при земляном полотне из глинистого, суглинистого или
супесчаного грунта и рельсах типов |
при земляном полотне из песчаного грунта и рельсах типов |
||||||
|
Р 50 |
Р 65 |
Р 50 |
Р 65 |
Р 50 |
Р 65 |
Р 50 |
Р 65 |
Р 50 |
Р 65 |
Р 50 |
Р 65 |
До 200 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
270 |
230 |
100 |
100 |
Oт 200 до 225 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
320 |
280 |
100 |
100 |
» 225 » 250 |
140 |
120 |
100 |
100 |
150 |
130 |
100 |
100 |
370 |
330 |
100 |
100 |
» 250 » 275 |
210 |
190 |
100 |
100 |
220 |
200 |
100 |
100 |
420 |
380 |
100 |
100 |
» 275 » 300 |
300 |
280 |
130 |
110 |
350 |
330 |
130 |
110 |
— |
— |
— |
— |
» 300 » 325 |
430 |
360 |
150 |
130 |
530 |
520 |
210 |
190 |
— |
— |
— |
— |
Примечания 1 При нагрузке на колесо
более 275 кН рекомендуется применять железобетонные опорные подрельсовые
элементы. 2 Расстояние между осями
полушпал следует принимать 500 мм с допускаемыми отклонениями ± 50 мм. 3 В качестве щебеночного
балласта следует применять щебень из естественного камня фракции 25—60 мм,
гравий и гравийно-песчаную смесь фракции 3—60 мм (гравий) и 0,63—3 мм (песок)
по массе не более 20 %. 4 Для изготовления
подкрановых рельсовых путей должны применяться новые или старогодние рельсы I
и II групп годности. |
Таблица 2
Параметры |
Предельная величина отклонения при |
|
|
устройстве |
эксплуатации |
Продольный и
поперечный уклоны рельсового пути* |
Не более 0,004 |
Не более 0,01 |
Колея
рельсового пути |
±10 мм от
номинального размера |
±15 мм от
номинального размера |
Прямолинейность
рельсового пути на участке длиной 10 м для кранов: |
|
|
с жесткими
ходовыми рамами |
Не более 15 мм |
Не более 20 мм |
с балансирными
тележками |
Не более 20 мм |
Не более 25 мм |
Упругая
просадка рельсового пути при максимальной нагрузке на колесо крана и
конструкции верхнего строения: |
|
|
из деревянных
полушпалах |
Не более 7 мм |
Не более 7 мм |
на
железобетонных балках |
Не более 5 мм |
Не более 5 мм |
* На участке пути, равном
по длине двум базам крана (2 В), поперечные знакопеременные уклоны в
указанных значениях не допускаются. |
4.5.2
Ограничители передвижения должны быть установлены таким образом, чтобы
отключение двигателя механизма передвижения крана происходило на расстоянии не
менее тормозного пути до тупикового упора.
4.5.3
Устройство заземления пути необходимо выполнять в соответствии с требованиями
Правил устройства электроустановок.
4.5.4 Знаки
безопасности выставляют в соответствии с требованиями ГОСТ 12.4.026.
Ограждение
рельсового пути следует выполнять по ГОСТ 23407. На рельсовом пути участок
стоянки крана в нерабочем состоянии должен быть обозначен табличкой «Место
стоянки крана».
4.5.5
Ограничители передвижения и тупиковые упоры должны быть окрашены в соответствии
с требованиями ГОСТ 12.4.026.
Металлические
детали должны быть предохранены от коррозии.
4.6 Кроме
общих требований к устройству рельсовых путей, изложенных в 4.3 и 4.5, следует
руководствоваться также условиями на укладку рельсового пути, которые должны
содержаться в паспорте крана, соответствующем требованиям международного
стандарта ИСО 4310.
4.7 Рельсовый
путь перед сдачей-приемкой подлежит обкатке. Обкатка пути производится не менее
10 раз краном без груза и не менее 5 раз с максимальным рабочим грузом.
Просадка пути и выявленные дефекты устраняются.
4.8 Готовность
рельсового пути к эксплуатации подтверждается актом сдачи-приемки пути по форме
в соответствии с приложением 8 ПБ 10-14 или актом комплексного обследования
крановых путей (5.3).
4.9 Разрешение
на эксплуатацию рельсового пути выдается инженерно-техническим работником по
надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных машин, съемных
грузозахватных приспособлений и тары, назначенным согласно требованиям ст.
7.4.2 ПБ 10-14, на основании акта сдачи-приемки или акта комплексного
обследования крановых путей.
(Измененная редакция, поправка)
5 Требования к
эксплуатации
5.1 Рельсовые
пути, находящиеся в эксплуатации, должны подвергаться постоянной проверке,
периодическому комплексному обследованию, обслуживанию и ремонту.
5.2 Проверка
состояния рельсового пути включает:
ежесменный
осмотр;
плановую или
внеочередную проверку.
5.2.1
Ежесменный осмотр рельсового пути осуществляется машинистом крана в объеме,
предусмотренном производственной инструкцией.
В случае
обнаружения неисправностей в известность ставится лицо, ответственное за
безопасную эксплуатацию грузоподъемных машин.
5.2.2 Плановая
проверка состояния рельсового пути проводится после каждых 24 смен работы крана
и осуществляется под руководством инженерно-технического работника,
ответственного по ст. 7.4.5 ПБ-10-14.
Плановая
проверка устанавливает соответствие контролируемых параметров рельсовых путей
требованиям настоящего стандарта, проектной и конструкторской документации, и
подтверждает, что состояние верхнего строения и путевого оборудования
обеспечивают безопасную работу крана.
Результаты
плановых проверок заносятся в вахтенный журнал
крановщика.
Внеочередную
проверку рельсовых путей проводят после особо неблагоприятных эксплуатационных
условий (ливни, продолжительные оттепели и т.д.), отрицательно влияющих на
состояние земляного полотна и балластного слоя, а также при замечаниях
машиниста крана.
(Измененная редакция, поправка)
5.3
Периодическое комплексное обследование* рельсовых путей проводится
специализированными организациями, имеющими государственную лицензию на этот
вид деятельности, и включает выполнение следующего комплекса работ:
проверку
наличия и состояния эксплуатационной службы и службы надзора за качеством
рельсовых путей;
проверку
наличия проектной и эксплуатационной документации;
поэлементное
обследование рельсовых путей, включая оценку фактического состояния и
остаточного ресурса основных элементов верхнего строения рельсового пути;
подготовку
результатов комплексного обследования: инструментальные замеры, данные упругой
просадки, ведомость дефектов и др.
Результаты
комплексного обследования оформляются актом.
Периодичность
комплексного обследования рельсовых путей определяется проектом, но должна
проводиться не реже 1 раза в 3 года **.
______
* Порядок и
процедура комплексного обследования рельсовых путей регламентируются соответствующими
нормативными документами.
** Допускается
по согласованию с органами Госгортехнадзора периодичность комплексного
обследования увеличивать до 5 лет для редко используемых кранов (не более 500 маш. -ч/год).
5.4 По
результатам плановых или внеочередных проверок и комплексного обследования
рельсовых путей проводятся работы по их техническому обслуживанию и устранению
выявленных дефектов, включая:
восстановление
земляного полотна и балластной призмы до проектных значений;
рихтовку и
выправку пути по уровню;
подтяжку
ослабленных болтовых и винтовых соединений, а также креплений с помощью
костылей;
регулировку
зазоров в стыках рельсов и выключающих линеек;
восстановление
поврежденных участков верхнего строения и контуров заземления;
замену
дефектных элементов верхнего строения и путевого оборудования рельсового пути;
очистку
водоотводящего устройства.
5.5 Не
допускается эксплуатация рельсового пути при следующих дефектах:
5.5.1 На
рабочих поверхностях имеются вмятины, лыски и волнистость более 5 мм.
(Измененная редакция, поправка)
5.5.2 В
болтовых соединениях рельсового пути отсутствуют исправные стопорные детали
(пружинные шайбы, шплинты и т.п.) или они затянуты с нарушением момента
затяжки, указанного в конструкторской документации.
5.5.3 Наличие
трещин в рельсах, в тупиковых упорах, в том числе в сварных швах.
5.5.4 Коррозия
деталей рельсового пути в глубину более 4 мм.
5.5.5
Уменьшение площади опирания нижней поверхности подрельсовых опорных элементов —
полушпал и балок рельсового пути на площади более 10 %.
5.5.6 В
железобетонных подрельсовых элементах имеются обнажения и обрывы арматуры,
сплошные опоясывающие и продольные длиной более 300 мм трещины с раскрытием
более 0,3 мм, сколы бетона более 100 мм для полушпал и 250 мм для балок.
5.5.7 В
деревянных полушпалах имеются: излом, поперечные трещины длиной по торцу более
его половины, продольные трещины глубиной более 50 мм и длиной более 300 мм,
поверхностная гниль более 20 мм под подкладками и более 60 мм на остальных
поверхностях деревянных элементов.
5.6
Эксплуатация и контроль за устройствами заземления должны осуществляться в
соответствии с Правилами технической эксплуатации электроустановок.
5.7 Предельные
значения отклонений элементов верхнего строения и тупикового оборудования, при
которых дальнейшая эксплуатация рельсового пути не допускается, указаны в
таблице 2.
5.8
При установке на рельсовых путях грузоподъемных кранов, изготовленных за
рубежом, представляется заключение специализированных организаций, имеющих
право комплексного обследования крановых путей грузоподъемных машин.
Ключевые
слова: крановый путь, нижнее и верхнее строение рельсового пути, путевое
оборудование, тупиковые упоры, балластная призма, земляное полотно,
контролируемые параметры, допуски, уклон, просадка
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1 Область
применения
2 Нормативные
ссылки
3 Общие
положения
4 Требования к
устройству рельсовых путей
5 Требования к
эксплуатации