Пользовательского поиска
|
Русские имена. История русских имен
"Сергеями,Андреями,
Иванами,
Иринами, Маринами,Татьянами
Теперь детей стараются назвать.
А было время- именами странными
Одаривали их отец и мать.
Вот стали взрослыми,
А то и старыми
Энергия, Ванцетти, Володар,
И Военмор- во славу Красной Армии,
И Трудомир- в честь мира и труда.
Родварком окрещен рожденный в Арктике,
Поняв, что этот век неповторим,
Старались и краскомы и рабфаковки,
Его вручить наследникам своим.
И в новых именах бессмертье видели.
Их увлеченье не было игрой.
Не надо обижаться на родителей,
Перемудривших раннею порой.
Сложились судьбы тех детей по-разному,
Но имя тоже освещало путь,
Гори, когда Энергией ты названа,
А Володар- как Володарский будь!
Вы, названные Нинами, Маринами,
Андреями, Петрами в наши дни,
Не тяготитесь отчествами длиными,
Что утверждались в жизни октябринами,-
Свою эпоху славили они."
Евг.Долматовский.
Наука
о собственных именах называется ономастикой. Термин этот связан с греческим
словом онома - имя. Имена людей- часть истории народов. В них отражаются быт,
верования, чаяния, фантазия и художественное творчество народов, их
исторические контакты. Любое слово,которым именовали человека,окружающие
начинали воспринимать как его личное имя, и,
следовательно, любое слово могло стать именем.Таким образом, личное имя (в
древнерусском языке- рекло, назвище, прозвище, название, прозвание,
проименование)- это специальное слово, служащее для обозначения отдельного
человека и данное ему в индивидуальном порядке для того, чтобы иметь
возможность к нему обращаться, а также говорить о нем с другими.
В истории русских личных имен выделяются три этапа.
1. Дохристианский- в котором исповедовались самобытные имена, созданные на
восточнославянской почве средствами древнерусского языка
2. Период после крещения Руси- церковь стала насаждать вместе с христианскими
религиозными обрядами иноязычные имена, заимствованные
византийской церковью от разных народов древности.
3. Новый этап, начавшийся после Великой Октябрьской Соц.Революции и
ознаменовавшийся проникновением в русский именослов большого числа
заимствованных имен и активным имятворчеством.
До
введения на Руси христианства, личные имена были ничем иным, как прозваниями,
данными по тому или иному поводу. В древности люди воспринимали имена
материально, как неотъемлемую часть человека. Они
скрывали свои имена от врагов, считая, что одного знания имени достаточно для
того, чтобы навредить кому-нибудь.
Древнерусские имена-прозвания представлют собой огромный интерес. Они раскрывают
богатство русского народного языка. Древнерусские имена-прозвания, были
разнообразны.
Например: Первак-Первой, Второй, Вторак, Третьяк (это имя было одним из самых
распространенных), Третий, и т.д. Мы встречаем прямых потомков этих имен-
фамилии: Первов, Третьяк или Третьяков и т.д. Или например такие
имена -Черныш, Беляк, Белой и др.-данные по цвету волос, кожи.
Имена
присваивались и по другим внешним признакам- росту, особенностям телосложения,
характеру, по времени рождения.
Множество прозваний давалось по отдельным поводам и случаям. Среди
древнерусских имен были такие, которые дошли до наших дней - Вадим, Всеволод,
Горазд, Добрыня, Ждан, Любава.
После
введения христианства на Руси вошли в практику именования так называемые
календарные имена. Они стали составной частью русского языка, частью истории
русского народа. Календарными мы их сейчас называем
условно, так как в течение всего времени своего существования они давались
людям по церковным календарям. Официальное насаждение христианства на Руси
началось с Х века. В княжение Владимира Святославича христианство стало
государственной религией. Киевский князь Владимир, искавший себе сильного
союзника, заключил союз с Византией. Одним из условий этого союза, было
принятие Русью христианской религии. В 988 году Владимир крестился сам и стал
вводить новую религию на Руси. Христианизация населения Руси и обязательному
при этом обряду крещения сопутствовало наречение людей
новыми христианскими именами. Принятие новых имен русским населением шло медленно.
"Был в старину такой обычай:
Несли младенца в церковь. Там,
В стариницы святцев пальцем тыча,
Поп имена давал по дням.
Коль ты родился в день Ефима,
То назван именем таким.
Но если в день Иеронима,
То- хошь, не хошь- Иероним!"
М.Владимов
При
крещении князю Владимиру Святославичу было дано имя Василий,
Ольге - Елена (957 год)
Сыновья Владимира Святославича-Борис и Глеб соотвествено получили имена-Роман и
Давид.
Князь Всеволод - Гавриил.
Правнук Владимира Мономаха-Мстислав Ростиславович получил имя Георгий.
Однако в истории сохранились только дохристианские имена, которые бытуют у нас
и поныне, попали в русский язык в начале II тысячелетия через проповедников
христианской религии, большинство которых были южными славянами: у них христианство
появилось гораздо раньше, чем на Руси.
В
первые годы после Октябрьской революции основной массе рождавшихся давали стрые
имена. После окончания гражданской войны произошли перемены-
реже стали устраивать церковные свадьбы, осуществляли положенную гражданскую
регистарцию новорожденных.
"Эпоха новым лексиконом
Врывалась в речь цехов и сел,
Шли Амфилохии в ревкомы,
Аделаиды в комсомол.
Они своих созвучно эре
Именовали октябрят:
Заря, Идея, Пионерий,
Ревмир, Ревпуть и Диамат!"
М.Владимов
В настоящее
время очень часто встречаются сокращенные формы имен. Сокращенные формы
употребляются в самых различнх ситуациях, за исключением официальных, в
ласкательные формы- Мария (Марья)-Марьюшка, Машенька;
Любовь- Любонька, Любаша, Любочка. Сокращенные имена столь коротки, что нередко
оказываются созвучными нескольким полным именам, и наоборот,
одному полному имени может соответствовать несколько сокращенных.
Например:
Аграфена-
Агаша -Гаша -Граня -Груня-Груша-Феня
Александр(а)-Ара,Аря,Аля,
Алик, Ксана,Ксаня, Алексаня,
Алекса,Алексаша,Саша, Сашура, Шура, Саня, Санюра, Нюра, Санюша, Нюша.
Анастасия-
Настасья, Натя, Ася, Стася, Тася
"Что
в глазах ненастенько,
Дождики косые,
Ася, Стася, Настенька,
Дочь Анастасия?
Просто
жизнь- фантастика
Трех матрех вместила:
Ася, Стася, Настенька,
Все - Анастасия."
И.Снегова
Поскольку существуют многочисленные варианты одних и тех же имен, то нобходимо
различать официальные и неофициальные формы именования людей. В русском языке
варьировались практически все формы имен, и церконые, и светские, однако
светские- в значительно более широком диапазоне.
При крещении имя ребенка записывали в книгу регистрации (такие книги велись во
всех церквях), при этом обычно следовали орфографии того календаря или
какой-либо бругой богослужебной книги, которая имелась в данной церкви. При
получении метрики или справки о рждении ( а их выдавала не церковь,а
специальные гражданские учреждения - в городах консистории, в деревнях
волостной писарь) имя переписывалось не буква в букву, а чаще всего так, как
просили родители или как считал нужным писарь. Серьезного юридического значения
расхождению записей имени в церковной книге и в метрике не придавалось;
основным вариантом все равно был церковный, и написание имени можно было дополнительно
проверить по дате рождения именуемого и соотносившемуся с ней дню ангела.
Поскольку раньше в документы (паспорт, метрику, справку, запись о крещении и
т.п.) попадали разные варианты имен (и в церковной, и в их светской форме), все
они могут называться паспортными, официальными, документальными, несмотря на
ряд орфографических и произносительных отличий. В народных говорах многие имена
подвергались существенным переделкам (Евдокия- Евдокея- Авдотья через
неустойчивый вариант Авдокья), но так как в документальные записи попадали и
эти формы, их также приходится считать официальными.
В неофициальных ситуациях- дома, в кругу друзей- людей называют неофициальными
сокращенными формами имен. Они сложились в быту для повседневного употребления,
так как полные имена бывают иногда громоздкими и неудобными при общении в
семье, и особенно среди детей и подростков. (Екатерина- Катя, Мария-
Маша, и т.д.).