Пользовательского поиска
|
II. Канон Дионисия
Существующее понимание канона как совокупности художественных приемов (и только) сводит творчество художника лишь к овладению техническими приемами. Но все крупные писатели, художники были также и мыслителями, и разработка тех или иных особенностей художественного языка, закрепленная в каноне, была для них не самоцелью, а лишь подчиненным средством, служащим выражению главных идей и положений, укреплению культуры. Поведенческий стереотип при этом формировался таким образом, чтобы поддерживать органическое образование культурных ценностей, их передачу поколениям и их последовательное обогащение.
Канон – это совокупность основных, главных идей культуры определенного народа, а также художественных средств, служащих для выражения своих идей. Из этого определения следует несколько выводов.
Во-первых, канон – явление в развитии культуры обязательное.
Во-вторых, создание канона является высшим культурно-творческим актом, оно свидетельствует о творческой зрелости культуры.
В-третьих, канон нельзя понимать как нечто неизменное, сложившееся раз и навсегда.
В-четвертых, канон представляет собой явление сугубо национальное, органично развивающееся в рамках данной национальной культуры.
Заимствование формальных приемов канона без лежащих в их основе идей не может служить фундаментом творчества. С другой стороны, следование канону не только не стесняет индивидуального творчество, но напротив, только развитие канона дает возможность свободного и осмысленного самовыражения.
При попытке характеризовать канон Дионисия следует начать с некоторых особенностей, выделить которые можно лишь с достаточной мерой условности.
Первое – эпический, философский характер произведений художника. Творчество Дионисия как бы вводит нас в круг основных черт – образов национального характера. Его