Пользовательского поиска
|
взаимоотношения опосредуются только
личностно значимыми целями; 3) корпорация — взаимоотношения опосредуются
личностно значимым, но асоциальным по своим установкам содержанием групповой
деятельности; 4) коллектив — взаимоотношения опосредуются личностно значимым и
общественно ценным содержанием групповой деятельности.
В
соответствии с признаком “отношение личности к групповым нормам” особо
выделяются референтные, или эталонные группы, которые могут быть как малыми,
так и большими, — класс или общественный слой. Понятие “референтная группа” (от
английского refer — относиться) в социальной психологии, социологии и психологии
означает социальную (экономическую, политическую, культурную, профессиональную
и др.) группу, к которой данный индивид относит себя сознательно. Впервые оно
было введено в американской социальной психологии (30-е годы XX века) в связи с
установлением того факта, что члены определенной социальной группы строят
подчас свое поведение согласно нормам и ценностям, принятым не в той социальной
группе, к которой они реально принадлежат, а в той, к которой себя относят.
Понятие
“референтная группа”, которому в социальной психологии малых групп уделяется
большое внимание, употребляется в четырех основных значениях: 1) группа, на
которую данный индивид ориентируется в своих действиях; 2) группа, которая
служит образцом, эталоном или критерием для оценки личного поведения; 3) группа
(категория людей), в которую индивид стремится вступить, стать ее членом, т. е.
группа, в деятельности которой данное лицо хочет участвовать; 4) группа, чьи
взгляды и ценности служат своеобразной мерой сравнения, социальной “рамкой
соотнесения” индивида, который не является непосредственно ее членом (3; 16).
Разграничиваются “реальные” и “вымышленные”, “воображаемые”