Пользовательского поиска
|
друга остальные члены группы (см. в
нашем примере вопрос 4).
Аутосоциометрическое направление является весьма перспективным, предоставляет
интересные возможности для исследования структуры группы и активно развивается.
Деление
вопросов на сильные (выявляющие наиболее глубокие, стабильные отношения) и
слабые, а также общие (предлагающие выбор для длительной, более широкой и менее
конкретной деятельности) и специфические
(для более короткой и конкретной деятельности) вообще говоря, связаны между
собой. Общие вопросы (их иногда называют также неконкретными) часто, но не
всегда бывают сильными (или, как их иногда называют, значимыми), а
специфические (конкретные) вопросы часто бывают слабыми (незначимыми).
В приведенном мной примере вопрос
1 является общим (неконкретным), а вопрос
2 — специфическим, конкретным. Кроме того, вопрос 2 является, по-видимому, также слабым, а вопрос 3 — сильным. Указанное деление весьма
существенно и тесно связано с обоснованностью информации, получаемой при
социометрическом опросе: тип вопроса должен соответствовать той характеристике,
которую мы хотим измерить. Чаще всего встречается требование конкретности,
специфичности вопроса (такое требование формулирует и сам Морено). С этой точки
зрения, вопрос: “Кого бы Вы выбрали для проведения свободного времени?”
недостаточно конкретен, так как не указывает, о какой именно форме проведения
свободного времени идет речь — поездка в
турпоход, посещение театра, занятие фотографией и т. п.
Однако специализация вопросов приводит к уменьшению их силы,
значимости, увеличивает число вопросов в анкете и ставит задачу обобщения
информации, полученной с помощью различных, но близких между собой
специфических вопросов.