Пользовательского поиска
|
Р.С.
Немов (12) показал влияние уровня развития группы на поведение личности и
межличностные отношения в группе.
А.Н.
Елсуков (22) рассматривает социометрию как один из способов получения
информации о взаимоотношениях в малых группах.
А.Ф.
Кудряшов (9) считает, что при помощи социометрии можно диагностировать не
только межличностные, но и межгрупповые отношения.
Предлагает
расширить определение социометрического метода и В.И. Паниотто (11), который
считает, что социометрия диагностирует не только межличностные эмоциональные
отношения, но и любые отношения (например, несубстанциональные — “стаж члена
группы А больше стажа члена группы В”). Он же предлагает очень широко
трактовать одно из ключевых понятий социометрии “выбор” и говорить о выборе во
всех случаях, когда одному из членов группы поставлен в соответствие другой
член группы независимо от того, был ли это реальный выбор или исследователь
установил это соответствие методом анализа документов, наблюдением и т.д. Кроме
этого Паниотто предложил в процессе изучения отношений в малой группе учитывать
социально-демографические и антропофизические характеристики группы.
Как
уже отмечалось выше исследования многих ученых посвящены использованию
социометрии в процессе изучения внутригрупповых отношений в школьных классах.
Так, Ю.З. Гильбух и О.В.Киричук (1), М.В. Гамезо и И.А. Домашенко (2), Л.М.
Фридман (23) применяли социометрию для изучения отношений в ученических классах
и использовали полученных данные в практической воспитательной работе.
Очень небольшое количество научных трудов посвящено изучению социометрии и как социальной теории, и как системы методов