Пользовательского поиска
|
Ситуация наказания — это конфликтная ситуация. На мой взгляд, неправильно сводить причины
всех возникающих в воспитательном
процессе конфликтов к ошибкам воспитателей
— педагогов, родителей. Практика убедительно свидетельствует о том, что
противоречия между требованиями педагогов, коллектива и поведением отдельных
детей между коллективными и личными (иногда групповыми) перспективами нередко
могут становиться источников конфликтов не только в коллективе, находящемся на
начальной стадии своего развития, но и в развитом, сформировавшемся коллективе,
обладающим сильным общественным мнением и социально значимыми традициями.
Напротив, ситуацию, в которой источником конфликта является педагогическая
ошибка, отсутствие у воспитателя должного опыта работы и такта в отношениях с
детьми, мы склонны считать псевдоконфликтной, не отражающей позитивной логики
использования наказаний.
Конкретный пример. Во время урока ученик 3 класса достал из кармана
зеркальце и пытался навести солнечный «зайчик» на сидевшего в другом конце
класса приятеля. Учительница, заметившая это, потребовала, чтобы он отдал ей
зеркальце. Когда же ребенок заупрямился и отказался выполнить требование
учительницы, она удалила его из класса, затем последовала запись в дневнике,
вызов родителей в школу и ряд других стандартных мер, приведших к ненужному
обострению взаимоотношений учительницы с учеником. Это, на наш взгляд, типичная
псевдоконфликтная ситуация, так как только от более искусных в педагогическом
отношении действий учительницы целиком зависело не допустить возникновения
конфликта. [12,
стр. 271-275]
В практике известны случаи, когда педагог, что называется, ищет, за что бы поощрить ученика, значительная часть отношений которого приобрела отрицательную эмоциональную направленность. В этих случаях даже незначительный частный повод, чтобы высказать тем или иным действиям ученика одобрение, поощрить его, может иметь важное воспитательное значение. «Именно ребенок, постепенно «нащупывающий»