Пользовательского поиска
|
возрастного. Как отмечал в
свое время С. Л. Рубинштейн, в силу многообразия потребностей, интересов,
установок личности одно и то же действие или явление может приобрести различное и даже противоположное
— как положительное, так и отрицательное — эмоциональное значение. Одно и то же
событие может оказаться снабженным противоположным — положительным и
отрицательным — эмоциональным знаком». В силу этого недостаточно точный и
своевременный учет педагогом как ситуативных, так и личностно-возрастных
моментов использования поощрений и наказаний ведет к ошибкам.
К примеру, фраза учителя
«Встаньте прямо, руки опустите», произнесенная в соответствующей ситуации
младшем или даже среднем, подростковом классе, воспринимается как должное и
приводит, как правило, к желаемом эффекту. Однако в 9-10 классах такая фраза
прозвучит наверняка, даже у весьма авторитетного учителя, диссонансом вызовет у
значительной части учащихся пусть скрытую, но все же негативную реакцию. То же
следует сказать и в отношении использования поощрений и наказаний.
Опытная учительница
начальных классов Е. П. Бурова рассказывала о таком любопытном эпизоде, имевшем
место в практике ее работы с второклассниками.
- Екатерина Павловна, а мою
тетрадку по арифметике вчера вечером Мурзик порвал! — заявил ей вдруг во время
проверки домашней работы один ученик. — Я смотрел телевизор, а он вскочил на
стол и порвал...
- А ну-ка, покажи язык! —
неожиданно скомандовала учительница. — Так, все ясно... И когда только твой
язык отучится говорить неправду? Ведь во всем, что ты сейчас сказал, правда,
только то, что ты смотрел телевизор, а пр Мурзика все придумал. Так?
Сознавайся.
- Я боялся, что вы двойку
поставите, — заговорил немного ошалевший от неожиданности разоблачения мальчик.
Я, правда, больше не буду вам врать...