![]()
Пользовательского поиска
|
ФИЗИЧЕСКОЕ НАКАЗАНИЕ.
Остановимся кратко на
вопросе о физических наказаниях, сторонниками которых в наши дни продолжают
оставаться некоторые родители. Нетрудно понять, что физические наказания,
связанные с болевыми ощущениями, приводят к срыву тормозных процессов коры и
«буйству» безусловного оборонительного рефлекса, проявляющегося в чувстве
страха. Именно этим, а не тем, что наказываемый ребенок будто бы «понял свою
ошибку», объясняется его крик: «Простите, я больше не буду!» «Под влиянием
болевого сигнала перестраивается работа всех органов организма, — отмечает Б. Ф. Ломов, - что приводит к повышению его
реактивности. Особо следует отметить повышение тонуса скелетной мускулатуры,
сократимости и возбудимости мышц, а также увеличение чувствительности всех
анализаторов. Это обеспечивает быстроту оборонительных реакций и большую, чем
обычно, предусмотрительность поведения».
Таким образом, в ситуации, где ребенок, по выражению родителей, проявляет упрямство, не подчиняется их требованиям, не хочет признавать их правоту и свои ошибки, физическое наказание создает иллюзию разрешения конфликта: ребенок, до этого долго упрямившийся, быстро подчиняется, просит прощения, проявляет все признаки покорности и послушания. Родителям в этих случаях невдомек, что подчиняется, просит прощения и т. п. не их ребенок, что сознание ребенка, все нормальные его связи с внешним миром нарушены и его языком с ними говорит инстинкт самосохранения, животная эмоция страха. [17, стр. 149-152]
На основании данных исследования П. П. Распопова в книге «О фазовых состояниях возбудимости мозговой коры в связи с некоторыми индивидуально-психологическими особенностями учащихся» можно предположить, что использование физических наказаний ведет к образованию у воспитанника состояния так называемой пароксизмальной фазы, характеризующейся крайней резкостью и напряженностью реакций, независимо от силы и длительности болевых ощущений, охранительным торможением,
![]() |