![]()
Пользовательского поиска
|
наказание
и прощение.
Для начала зададимся вопросом, что же такое
наказание. В голову сразу лезет воспоминание о полученных в детстве нескольких
затрещинах или домашнем аресте за небрежно нацарапанное домашнее задание, либо
за шалость. Но, наверняка, вспомнятся и друзья, для которых затрещины были
обычным делом, поскольку сыпались справа и слева, и никакая “домашняя тюрьма”
не могла заставить их аккуратнее писать. Ибо наказание — это вовсе не действие
со стороны наказывающего, а то, что происходит в наказываемом ребенке. То, что
он при этом переживает. С точки зрения психологии это хорошо всем известное
неприятное, давящее чувство стыда и унижения, от которого хочется как можно
скорее избавиться и никогда более не переживать.
Так же обстоит дело с поощрением. Награда — это
отнюдь не всегда то, что мы считаем таковой, а то, что воспринимается ребенком
как поощрение. Приятная, возвышающая удовлетворенность делом, за которое
похвалили дорогие нам люди. Удовольствие от того, что нас любят и симпатизируют
нам. Разумеется, подобное чувство хочется подольше удержать и почаще переживать
в будущем.
Итак, на вопрос как правильно распределять наказания и поощрения, мы не дадим точного ответа, сколько того и другого должно приходиться на каждого ребенка. “Сколько затрещин и сколько конфет”. Воспитательная проблема заключается тут не в количестве, а в отношении ребенка к наказывающему и поощряющему. Это глубоко личное, индивидуальное дело воспитателя и ребенка, в нем сфокусировано все, что их связывает и сближает. Важно, как формировались их взаимоотношения, насколько они эмоционально близки друг другу! Чтобы наказание возымело действие, ребенок должен пережить чувство вины. Ему надо осознать, что он неким образом нарушил хорошие взаимоотношения с родителями или иными воспитателями. Без этого чувства наказание всего лишь открытый акт насилия, бессмысленное терзание, либо напрасная трата энергии. Оно не является воспитанием. Хуже того, весь возбуждаемый в ребенке
![]() |