Пользовательского поиска
|
негативный эмоциональный заряд обращается против
того, кто так “хладнокровно” наказывает. Воспитатель оказывается в роли
надсмотрщика, который высек провинившегося, но тот за собой никакой вины не
видит. [8,
стр. 78-82]
Педагоги утверждают, что наказание имеет тройное
значение. Во-первых, оно должно исправить вред, причиненный дурным поведением.
И ребенок обязан убрать небрежно разбросанные вещи, починить по возможности
сломанную или разбитую вещь. Из своих карманных денег хотя бы частично
возместить стоимость причиненного кому-либо ущерба. Во-вторых, наказание способствует
тому, чтобы такие действия не повторялись. Оно имеет отпугивающий, устрашающий
смысл, о чем мы уже говорили. Но третье, и, по всей видимости, главное значение
заключается в снятии вины. “Провинность” представляет собой определенное
отчуждение, преграду, неуверенность во взаимоотношениях с провинившимся.
Грядущее наказание должно смыть эту вину. Тем самым в наказании усматривается
элемент высшей справедливости, которую виноватый признает и принимает.
Из этого следует, что если мы наказываем ребенка
из-за собственной нетерпеливости или плохого настроения, а также по причине
находящих на нас приступов злобы, то свое самочувствие мы немного улучшаем, но
с точки зрения воспитательной наше поведение не только расходится с целью, но и
приносит вред. Ребенок с минуту страдает, может, и плачет, просит прощения, но
в его понятия о справедливости это не укладывается, и он не ощущает за собой
необходимого чувства вины, нет и облегчения и урока на будущее.
А как обстоит дело с поощрением? Оно как воспитательное средство более действенно. Если наказание лишь останавливает дурные действия, то поощрение ориентирует на хорошие и закрепляет их. Под поощрением нельзя понимать конфеты, футбольный мяч или велосипед за школьные успехи. Лучшая награда для ребенка — сознание того, что он принес радость любимым людям, а подарок в придачу лишь символизирует это.