![]()
Пользовательского поиска
|
Там, где символ становится главным и самоцельным,
где лишь он заставляет ребенка хорошо вести себя, — в семье что-то неладно.
Если за любую ошибку ребенка ждет наказание и ничего
больше, ребенок не научится правильному поведению. Кроме того, он будет бояться
того, кто наказывает, стремиться обмануть его, чтобы избежать наказания.
Никакие упреки и наказания не сделают школу привлекательнее для менее
одаренного ребенка. Но если за каждый маленький успех хвалить и ободрять его,
появится надежда, что он будет работать с удовольствием и полной отдачей. [20, стр. 104-121]
А теперь немного о другом. Поощрение и наказание —
основные воспитательные средства. Это означает, что с их помощью мы достигаем
определенной воспитательной цели. Цель наказания, таким образом, не потопить
грешника, а спасти и вытянуть! Способ для этого — прощение!
Мальчик из детского дома, сравнивая более богатый
детский дом с бедно оборудованным, все же отдал предпочтение бедному, потому
что, по его словам, там “нас за плохое поведение начальница накажет, а директор
за нас заступится”. На первый взгляд, такое поведение профессионалов —
воспитателей кажется непедагогичным, непоследовательным и даже бессмысленным.
Но в той ситуации, дети прекрасно чувствовали, что дело тут не в слабости, а,
наоборот, в привязанности к ним, и понимали, чего недоставало им в других
детских домах. К тому же, начальница и директор были супругами, и их детский
дом, в сегодняшнем понимании, назывался бы “детдом семейного типа”. А в какой
семье не заступаются за детей именно так, как у тех двоих воспитателей в
детском доме!
Прощение — это не награда, а освобождение от
напряжения вины, ожидаемого или уже полученного наказания. Это по сути
примирение. Как любое освобождение, прощение рождает добрые чувства к
освободителю. Только тогда ребенок будет любить наказывающего отца или мать и
переживать новые проступки как стремление исправиться, помириться, хорошо вести
себя впредь.
![]() |