Пользовательского поиска
|
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Многие педагоги прошлого и наши современники,
касавшиеся проблемы поощрения и наказания в воспитании детей, любили повторять
крылатые слова К. Д. Ушинского: «Если мы до сих пор применяем поощрения и
наказания, то это показывает несовершенство нашего искусства воспитания. Лучше,
если воспитатель добьется того, что поощрения и наказания станут ненужными». [26, Т.2
стр. 151]
Выше мы обстоятельно рассмотрели причины появления
такой точки зрения, отметили, что для своего времени она была во многом прогрессивной.
Автор отдает себе отчет в том, что спор этот, в конечном счете, решит время.
Бесспорно одно: в наши дни в воспитании без этих средств не обойтись, и задача
заключается в том, чтобы их использование было, как минимум, элементарно
грамотным в педагогическом отношении.
Овладение же искусством применения поощрений и
наказаний требует и от педагогов, и от родителей немалых усилий. «Наказание —
очень трудная вещь; оно требует от воспитателя огромного такта и осторожности»,
— подчеркивал А. С. Макаренко. То же самое следует сказать и в отношении поощрения.
Именно поэтому А. С. Макаренко советовал и учителям, и в особенности родителям
использовать поощрения нечасто, а к наказаниям вообще не прибегать без особой
на то необходимости. [19, Т.4 стр. 371]
Можно высказать предположение, что по мере
совершенствования воспитательного процесса, роста педагогической квалификации
учителей, их мастерства в школах все меньше будет случаев неумелого, порой
противоречащего элементарным нормам этики и права, использования поощрений и
наказаний. Напротив, все более станет использоваться поощрение и наказание как
педагогическая коррекция, точно рассчитанное и тонко осуществленное воздействие
учителя и общественного мнения коллектива. Однако само собой это не произойдет.