![]()
Пользовательского поиска
|
История проблемы поощрения и наказания
в воспитании детей.
Слепое рабское повиновение —
вот высшая цель средневековой школы и её главного воспитательного орудия
—телесных наказаний. Для буржуазной школы, шедшей ей на смену, этого арсенала
было уже недостаточно. Капиталистическом обществе, где все строится на власти
денежного мешка, на основе «свободной» купли-продажи стимулы повиновения должны
были стать более тонкими и гибкими. Это нашло свое проявление, в частности, в
известном видоизменении системы наказаний в буржуазной школе и в дополнении ее
своего рода уравновешивающим началом — развитой системой поощрений. Педагогика
палки в чистом виде сменяется педагогикой «кнута и пряника».
Наряду с постепенно
отходящими на задний план, но не снимаемыми вовсе с вооружения физическими
наказаниями, буржуазная школа унаследовала от старой школы и разного рода
«мягкокарательные» меры, унижающие личное достоинство ребенка. «С ослаблением
страха телесных наказаний, — писал П. Ф. Каптерев, — вследствие постепенного
изгнания последних, многие признавали совершенно необходимым возбуждать в детях
страх более тонкий и деликатный — страх духовных страданий, страх мучений
уязвленного самолюбия, неудовлетворенного честолюбия и тщеславия, мук
соперничества, борьбы, поражений. В школах были введены, с одной стороны, целый
ряд позорящих наказаний, задевающих самолюбие, а с другой — множество наград...
Позорящие наказания были довольно разнообразны и состояли в лишении какой-либо части костюма (например, передника в женских школах), в костюме другого цвета, более грубом, чем обыкновенный, в ослиных масках, дурацки колпаках, в написании совершенного поступка на костюме и вождение виновного по всей школе, в сажании за последнюю парту или стол, в постановке дурных отметок, в записывании в черную
![]() |