Пользовательского поиска
|
ПООЩРЕНИЯ И НАКАЗАНИЯ
КАК СРЕДСТВО ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ.
Понятия поощрения и наказания воспринимаются обычно как антиподы. Между тем смысловая, семантическая гамма этих понятий чрезвычайно широка. Если, например, сравнивать коренные значения слов «поощрение» «наказание» лишь в некоторых европейских языках (русском, украинском, немецком, французском, английском), т нетрудно заметить, что одни из этих значений сильно расходятся, другие же, напротив, весьма сближаются.
Так, например, «поощрение»
означает «одобрение», «приохочивание», «содействие», «ускорение», «придали
храбрости», «стимулирование» и т. п. «Наказание», в свою очередь, означает
«наставление», «выговор», «обременение> «кару», «требование», «штраф»,
«стимулирование» и пр. В этимологии этих понятий есть и общее значение
стимулирования, что помогает, на наш взгляд, видеть их единство в
воспитательном процессе. [9, стр. 53]
В теории и практике
воспитания широко распространена точка зрения, согласно которой всякое
одобрение, похвала, выражение доверия и тому подобное педагогическое
воздействие, рассчитанное на стимулирование положительных эмоций воспитанника,
принято называть поощрением. С другой стороны, к наказаниям часто относя любое
осуждение, угрозу, порицание. Их назначение — коррекция поведения детей в
определенных сложных ситуациях. [25, стр. 86-91]
Анализ основных видов и форм
педагогического требования показывает, что и положительная группа форм
косвенного требования (просьба, доверие, одобрение), и отрицательная (угроза,
выражение недоверия, осуждение) используются воспитателями и детским
коллективом буквально на каждом шагу, в таких ситуациях, когда не возникает
никакой необходимости как-то выделить того или иного ученика из общей массы.
Хорошо пишешь, стараешься, — говорит учительница, проходя во время урока по классу и останавливаясь на минутку у