![]()
Пользовательского поиска
|
— одной из парт. Через минуту аналогичное замечание
раздается уже возле другой парты, но вот в голосе учительницы слышится нотка
осуждения:
— Сегодня ты очень невнимателен. Смотри-ка, в
простом упражнении допустил несколько грубых ошибок... Требование-одобрение,
использованное здесь педагогом, не является поощрением в собственном смысле
слова равно как и требование-осуждение еще не есть наказание. Между
требованиями такого рода, с одной стороны, и поощрением и наказанием как
средствами педагогической коррекции — с другой, имеется известная качественная
грань. Она заключается в том, что в ситуации поощрения-наказания педагог или
детский коллектив принимает определенное решение, которое известным образом
выделяет одного воспитанника (или группу) из общей массы, производит какое-то
изменение в их правах и обязанностях, во взаимоотношениях коллектива с ними. [12, стр. 194-230]
Использование поощрений и наказаний как средств педагогической коррекции
должно отвечать наличие определенной ситуации, оно характеризуется известным
решением педагога или коллектива, связанным с выделением одного из
воспитанников (или группы) из общей массы, однако, как правило, без резкого
противопоставления их изменением их прав и обязанностей в коллективе,
взаимоотношений педагога и коллектива с ними. Совокупность этих признаков и
обеспечивает корректирующее действие. [9, стр. 56]
Ситуации поощрения и наказания представляют собой особые, типичные случаи
сложных психолого-педагогических ситуаций, характеризующиеся необходимостью
регулировки отношений, внесения в них определенных точно дозированных
изменений, иными словами — их педагогической коррекции. Возникновение и педагогически
целесообразное использование таких ситуаций обусловлено необходимостью
формирования новых, более значимых в нравственно-воспитательном смысле этого
слова потребностей личности и коллектива.
Ситуацию поощрения мы условно назовем соревновательно-творческой. Поощрение, как правило, связано с тем или иным,
![]() |