Пользовательского поиска
|
заявляли сами евразийцы, исходя из факта - из той России, которая
выходит из революции, евразийство выделяет и раскрывает те стороны русской
современности, которые обращены в будущее. Во имя новой России - Евразии, новой
русской культуры и мощи и новой руководящей идеологии евразийцы решительно
отталкивались как от коммунизма, так и от дореволюционных реставрационных
идеалов, органично сочетая, как им казалось, традиции подлинного русского
охранительства с подвижностью современного политического действия.
Постепенно в евразийском движении сближались религиозные и политические
мотивы, и вскоре оно в значительной степени трансформировалось в весьма жесткую
политическую идеологию. Причем решающая сила в этой трансформации принадлежала
Л.П.Карсавину, который, прежде не скрывавший своего критического отношения к
евразийству, в 1925-1926гг. становится одним из идеологов движения.
О том, как складывались отношения Карсавина с кругом русских философов,
можно делать только предположения.
Принадлежность к одной культуре, безусловно, дает основания для сближения
некоторых тем их творчества, влияния тех или иных мыслительных и религиозных
традиций. Вместе с тем при знакомстве с сочинениями Карсавина невольно
возникает впечатление некоей обособленности, своего рода эстетической
самодостаточности создателя метафизики всеединства. Во всем его творчестве
чувствуется какая-то упрямая, почти сверхчеловеческая сила мысли. Известно, что
русских философов Карсавин ценил А.С.Хомякова, Ф.М.Достоевского и С.Л.Франка,
сознательно опирался на свято отеческую традицию, причем не на патристику
вообще, а на сочинения св. Григория Нисского и св. Максима Исповедника.
Карсавину, как представляется, всегда казались узкими, имеющими
ограниченное значение, ценности политизированной жизни и мысли.
Политизированность евразийского движения неизбежно привела к его внутреннему
разложению, с 1929г. Карсавин фактически порывает с ним.
в). Литва.