Пользовательского поиска
|
многоединство. Внем разъединенность - множество “сильнее” нашего
единства, потому что личность наша умирает и бессильна целиком себя воскресить
(воссоединить) Потому что мы уверены, что есть совершенное многоединство,
которое, разъединяясь, всецело превозмогает свою разъединенность и, умирая,
воскресает, - и что есть наша совершенная личность, из коей мы только и познаем
наше несовершенство.
Мы взыскуем наше совершенство, но стремимся мы не к совершенному
единству неполному, относительному. “Мы отрекаемся от того, что в нас
умирает, и надеемся ценою подобного самообеднения найти в себе хоть маленькую
точку, которая бы не умирала. Мы ищем тихого уголка, куда бы могла забиться
наша личность, где бы она не преодолевала своего несовершенства и не погибала:
- ищем, не понимая, что тогда бы она и <...> не жила. Вместо борьбы с
несовершенством мы пытаемся от него (от самих себя!) убежать и <...>
пребываем в нем, обрекая себя на дурную бесконечность умирания”(15,19).
Диалектика индивидуальной личности (души - в ранней терминологии
Карсавина) оказывается диалектикой бытия и небытия, умирания и Воскресения.
Каждый человек в себе есть триединая личность. “Иными словами, человеческая
личность - образ и подобие Пресвятой Троицы, но образ иподобие несовершенные.
Ибо в Божьем Триединстве все три единства суть одинаково ипостаси”(15,49).
До сих пор речь шла об индивидуальной личности, вне её отношений к
внешнему миру, к инобытию. Мостом к инобытию для Карсавина является познание.
Процесс познания мною инобытия есть процесс моего соединения с ним. А это ”соединение
мое с инобытием осуществляется как сфера наших “общих качествований”, которая
упирается, с одной стороны, в мою личность, поскольку она еще не перешла в эту
сферу или уже вышла из нее, а с другой стороны - в инобытие, как для меня - уже
или еще не качествующее и не определимое. Эта сфера может сужаться и
расширяться; в ней инобытие отдает себя мне, а я отдаю себя инобытию”(15,80).
Таким образом, качествования моей личности в процессе познания инобытного мира
- это общие качествования, опирающиеся и на меня и на инобытие.