![]()
Пользовательского поиска
|
В 1926г. Карсавин переезжает в Париж. Как он сам говорит об этом
времени - в общение с иностранными учёными кругами не вступал. В этот период он
издаёт книгу “Святые отцы и учители церкви” (Раскрытие православия в их
творениях) (1926), предназначенную в качестве учебника для русской семинарии, “Церковь,
личность и государство” (1927), публикует статьи на немецком, итальянском,
чешском языках, принимает довольно активное участие в евразийском движении,
публикуя статьи в газете “Евразия”(выходила по субботам в Париже в 1928 -
1929гг) Евразийское движение было определено, с одной стороны, задачами и
проблемами новой, послереволюционной России, а с другой - осознанием глубокого
кризиса современной европейской культуры. В книге Вас. Зеньковского “Русские
мыслители и Европа. Критика европейской культуры у русских мыслителей” мы
находим обобщенную оценку взглядов евразийцев как радикальных критиков западной
культуры. Евразийство призывало все народы мира освободиться от влияния
романо-германской культуры (забывая, правда, об англосаксонской) и обратиться к
Востоку. На первом своем этапе (1921-1924) оно представляет собой некоторую
совокупность религиозных и исторических суждений и оценок, в основе которых, по
собственному признанию представителей движения, “катастрофическое
мироощущение”, “трагическая концепция мира”. Евразийцы подчеркивают
относительность значения европейской культуры, ложность в ней космополитических
претензий, не понимая, что это всего лишь шовинистические тенденции и что
корень этих претензий в универсализме христианского идеала. Они призывают к
созданию “православной культуры”, к возрождению “православного быта”, ставят
задачу одухотворения ожившей верой и религиозным сознанием глубин народного
бытия. Вас. Зеньковский характеризовал подобную настроенность евразийцев как “отсутствие
религиозной вдумчивости и дурной задор”. Он справедливо полагал, что
“покоряющая сила европейской культуры определяется её христианскими
замыслами и упованиями, а вовсе не её фактическим состоянием...”.
Евразийство увидело в России особый культурный - евразийский мир, мир раскрывающейся православной культуры, равно отличной от европейской и азиатской. Как
![]() |