![]()
Пользовательского поиска
|
из других. Так, в условиях
научно-технической революции XX в. некоторые ученые таким фактором назвали
технику и технологию.
Ученые-психологи изучают
состояние переживания человека, побуждающее его к деятельности. В мотивах
деятельности проявляются потребности
человека. Поэтому можно сказать, что мотивы — это побуждения к деятельности,
связанные с удовлетворением потребностей. А потребность — это переживаемая и
осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания организма
человека и развития его личности.
Потребность обычно направлена
на какой-либо предмет. Например, голод — это нужда в пище, предметом
потребности является пища. Невозможность справиться с задачей создает нужду в
знаниях, которые необходимы для ее решения. Предметом потребности в данном
случае являются знания.
Потребности человека можно
разделить на три группы. Первая — это переживание нужды в дыхании, питании,
воде, в нормальном теплообмене, движении, самосохранении, сохранении рода и
другие потребности, связанные с биологической организацией человека, с его
принадлежностью к природе. Иными словами, это те же потребности, что есть и у
животных. Немецкий писатель Г. Бёлль
(1917—1985) так писал об одной из этих потребностей: «Сон прекрасен тем, что
уравнивает и человека и животное».
Вторая группа — социальные
потребности, порожденные обществом. В них воплощена нужда личности, например,
в многообразных взаимоотношениях с другими людьми, в самореализации,
самоутверждении, общественном признании ее достоинств. Среди социальных потребностей
иногда выделяют потребности «для себя» (потребность настаивать на своих правах)
и «для других» (потребность выполнять свои обязанности). О первых русский
писатель А. Н. Радищев говорил: «Все начинаемое для себя, все, что делаем без
принуждения, делаем с прилежанием, рачением, хорошо». А примером второй
потребности может быть герой рассказа Ю. Нагибина «Иван»: «Если определить его
главную устремленность — он всегда кому-то помогал... Помогать было его призванием...
Ему доставляло куда больше удовольствия стараться для кого-то, нежели для
самого себя».
Третья группа потребностей —
идеальные: познавать окружающий мир в целом и в его частностях, осознавать
свое место в нем, смысл и предназначение своего существования. Нужда в знаниях
отмечена была еще в древности. Философ Аристотель писал: «Все люди от природы
стремятся к знанию». Понять смысл жизни помогает не только знание, но и
искусство, которое иными средствами, чем наука, помогает человеку найти себя и
свое предназначение.
![]() |