![]()
Пользовательского поиска
|
У некоторых людей идеальные
потребности сводятся к развлечениям. Но и в этом случае они разнообразны:
кому-то — кино, кому-то — танцы, а кому-то — поболеть за любимую футбольную
команду. Тем, кто профессионально занимается наукой и искусством, свойственны
сильные идеальные потребности.
Биологические, социальные и идеальные потребности взаимосвязаны.
Биологические в своей основе потребности у человека в отличие от животных
становятся социальными. В самом деле, в жаркие дни многих людей мучает жажда,
но никто не станет пить из лужи на дороге! Человек выбирает напиток, утоляющий
жажду, и заботится, чтобы сосуд, из которого он пьет, был чист. И прием пищи
для человека становится потребностью, удовлетворение которой имеет множество
социальных граней; имеют значение и кулинарные тонкости, и обстановка, и
сервировка стола, и качество посуды, и оформление блюда, и приятное общество,
разделяющее его трапезу. У большинства людей социальные потребности
господствуют над идеальными. Потребность в знаниях выступает нередко как
средство обрести профессию, занять достойное положение в обществе.
В некоторых случаях вообще
трудно отделить биологическое, социальное, идеальное. Примером может служить
потребность в общении (речь о нем пойдет ниже).
Приведенная классификация
потребностей не единственная в научной литературе. Существует немало других.
Одна из них разработана американским психологом А. Маслоу. Он выделил следующие
базисные потребности:
— физиологические: в воспроизводстве рода, пище, дыхании, одежде,
жилище, физических движениях, отдыхе и т. п.;
— экзистенциальные (от латинского слова, означающего буквально —
существование): в безопасности своего существования, комфорте, постоянстве
условий жизнедеятельности, в гарантии занятости, страховании от несчастных
случаев, уверенности в завтрашнем дне и т. д.;
— социальные: в социальных связях, общении, привязанности, заботе о
другом и внимании к себе, участии в совместной деятельности с другими;
— престижные: в самоуважении, уважении со стороны других, признании,
достижении успеха и высокой оценки, служебном росте;
— духовные: в самоактуализации, самовыражении.
Согласно теории Маслоу, первые
два типа потребностей — первичные (врожденные), а следующие три — вторичные
(приобретенные). Потребности каждого следующего уровня становятся насущными,
когда удовлетворены предыдущие.
Наряду с потребностями, важнейшим мотивом деятельности являются социальные установки.. Под ними разумеется общая ориентация чело
![]() |