![]()
Пользовательского поиска
|
мира
"из ничего". В условиях такого жестокого религиозного диктата,
поддерживаемого государственной властью, философия была объявлена
"служанкой религии", в рамках которой все философские вопросы
решались с позиции теоцентризма, креационизма, провиденциализма.
Теоцентризм - (греч. theos -
Бог), такое понимание мира, в котором источником и причиной всего сущего
выступает Бог. Он центр мироздания, активное и творящее его начало. Принцип
теоцентризма распространяется и на познание, где на высшую ступеньку в системе
знания помещается теология; ниже ее - находящаяся на службе у теологии
философия; еще ниже - различные частные и прикладные науки.
Христианство развивает созревшую в
иудаизме идею единого Бога, обладателя абсолютной благости, абсолютного знания
и абсолютного могущества. Все существа и предметы являются его творениями, все
создано свободным актом божественной воли. Два центральных догмата христианства
говорят о триединстве Бога и боговоплощении. Согласно первому, внутренняя жизнь
божества есть отношение трех "ипостасей", или лиц: Отца
(безначального первоначала), Сына, или Логоса (смыслового и оформляющего
принципа), и святого Духа (животворящего принципа). Сын "рождается"
от Отца, святой Дух "исходит" от Отца. При этом и
"рождение" и "исхождение" имеют место не во времени, так
как все лица христианской Троицы существовали всегда - "предвечны" -
и равны по достоинству - "равночестны".
Согласно христианскому догмату,
Бог сотворил мир
из ничего, сотворил воздействием
своей воли, благодаря своему
всемогуществу, которое в каждый миг сохраняет,
поддерживает бытие мира. Такое мировоззрение характерно для
средневековой философии и называется креационизмом. (creatio
- творение, создание).
Догмат о творении переносит центр тяжести с природного на
сверхприродное начало. В отличие от античных богов, которые были родственны природе, христианский Бог стоит над природой, по ту
сторону ее и
потому является трансцендентным Богом. Активное творческое начало как
бы изымается из
природы, из космоса и
передается Богу; в средневековой
философии космос поэтому не есть больше самодовлеющее и вечное бытие, не
есть живое и одушевленное
целое, каким его
считали многие из греческих философов.
В античной философии уже были
выработаны определенные подходы в решении проблемы преодоления дуализма мира и его сущности.
Пифагорейцы, Платон и его последователи заложили основные методологические
принципы учения о духовном единстве мира. Но ни классики античной философии, ни
неоплатоники не создали концепции бога - личности. Они трактовали Единое, как
некое первоначальное, произведшее из себя все бытие, как абсолютно
абстрактно-безличную идивидуальность. Личностное понимание Бога впервые дано
Филоном Александрийским.
Характеристика Бога как личности
была существенным шагом вперед в направлении христианского мировоззрения, но
она не давала полного преодоления пропасти между Богом и миром. Для преодоления
этой пропасти необходимо было ввести опосредующие силы. Для этой цели Филог
использует одно из центральных понятий
античной философии - понятие Логоса.
Но в отличие от античной философии,
Логос у Филона выступает как сотворенный Богом дух, который первоначально есть
божественный разум. В представлении Филона о Логосе не доставало лишь
отождествления его с мессией - Христом.
Провиденциализм - (лат. providentia - провидение), система взглядов, в соответствии с которой всеми мировыми событиями, в том числе историей и поведением отдельных
![]() |