Пользовательского поиска
|
получается
откидыванием всех признаков, характерных
для каждого человека в отдельности, и
концентрации того, что является
общим для всех: человек - это живое существо, наделенное разумом больше,
чем кто
либо из животных
(по крайней мере мы,
люди так считаем). Данное
определение можно, в принципе, уточнить: у человека одна голова, две руки,
две ноги и т.д., но это уже
излишне, так как первое определение уже
однозначно определяет сущность человека.
Таким образом, согласно учению номиналистов, универсалии
существуют не до вещей, а после
вещей. Некоторые номиналисты даже
доказывали, что общие понятия есть не
более, чем звуки человеческого голоса.
К таким номиналистам
принадлежал, например Росцелин (XI-XII века).
Реалисты показывали, что общие понятия по
отношению к отдельным вещам природы являются первичными и существуют реально,
сами по себе. Они приписывали общим понятиям самостоятельное существование, не
зависимое от отдельных вещей и человека. Предметы же природы, по их мнению,
представляют лишь формы проявления общих понятий. В то время слово "реализм" не имел
ничего общего с
современным значением этого
слова. Под реализмом
подразумевалось учение, согласно
которому подлинной реальностью обладают только общие понятия, или универсалии, а не единичные
предметы. Согласно средневековым реалистам, универсалии существуют до вещей,
представляя собой мысли, идеи в божественном разуме. И только благодаря этому человеческий разум в состоянии познавать
сущность вещей, ибо эта сущность и есть не что иное, как всеобщее понятие.
Средневековый спор о природе
универсалий значительно повлиял на
дальнейшее развитие логики и гносеологии, особенно на учения таких крупных
философов нового времени, как Гоббс и Локк, Спиноза, Беркли и Юм .
Средневековая философия внесла существенный вклад в дальнейшее развитие
гносеологии, для формирования основ естественнонаучного и философского знания.