Пользовательского поиска

продукции промышленного сектора над домашними промыслами в май-щтабе страны, а к 1860 г.—выдвижение США на второе место в мире по промышленному производству. По общей протяженности внутренних коммуникаций, обслуживаемых паровым транспортом, США вышли на первое место, обогнав Англию. К 1860 г. промышленный переворот в основном уже завершился на Северо-Востоке, и это имело решающее значение для индустриализации всей страны в последней трети XIX века29,

Прежняя датировка окончания промышленной революции 70— 80-ми годами XIX в,30 справедливо критиковалась Н. Н. Болховитино-вым, но дело не только в том, что она оставляет слишком мало времени на индустриализацию. Фабричное производство побеждает в масштабах ведущих народнохозяйственных отраслей, а не в зависимости от его по-явления в самых отсталых районах—в США этот процесс не завершился и к концу XIX в., учитывая медленное хозяйственное освоение значи­тельной части Дальнего Запада, Аляски, аграрную специализацию ряда районов. Судить же об уровне индустриального развития страны, отли­чающееся очень существенной хозяйственной неоднородностью отдельных ее частей, можно только по тому району, который является промыш­ленным, то есть находится в приблизительно одинаковых условиях с про­мышленными западноевропейскими странами3*.

Наиболее сопоставим с развитием западноевропейских стран Северо-Восток США, Здесь промышленному перевороту предшествовал мануфак­турный период. Эта область была раньше освоена в хозяйственном отно­шении, наиболее урбанизирована, располагала максимальной плотностью населения и густой транспортной сетью. В первой половине XIX в. она стала, наряду с иммиграциен, источником заселения окраин, то есть как бы внутренней метрополией по отношению к колонизуемым землям. В 1860 г. 67,3%, а в 1900 г. 52,4% стоимости всего промышленного про­изводства в стране приходилось на Новую Англию и среднеатлантиче-ские штаты.

В зоне колонизации индустриальное развитие не получило сколько-нибудь выраженной мануфактурной подготовки. Мелкое, в том числе домашнее, производство стихийно возникало и там, но одновременный динамичный рост индустриального сектора в северовосточных штатах и революция на транспорте практически исключили стадиальный путь со­здания промышленности на новых землях. Изучение архива промышлен­ной переписи 1860 г. показало, что ив самых молодых штатах, где про­мышленность только зарождалась, даже мелкие заведения с несколькими рабочими нередко имели паровой двигатель 32. Времени на мануфактур­ную стадию почти не оставалось, точнее, она приняла механизированную форму. Даже для заведений с ручным трудом, несмотря на их появление в первой половине XIX в., мануфактурный период оказался сильно уко­роченным. Кроме того, углублявшееся экономическое районирование спо­собствовало ориентации Запада главным образом на переработку пище­вых продуктов, лесоматериалов и на изготовление сельскохозяйственной техники, тогда как промышленная революция создает прежде всего фаб­ричное текстильное производство,

29 Болховитинов Н. Н. Некоторые проблемы генезиса, с. 197—198; его же. США- проблемы истории, с. 145, 153-154, 360; История США. Т. 1. с 217-218, 220, 660.

30 Ефимов А. В. США. Пути развития, с. 280; Захарова М. Н. Народное движение в США против рабства, 1831—1860. М. 1965, с. 35; Косарев Б. М. О на­чале промышленного переворота в США. ~ Ученые записки Ярославского педагоги­ческого института, 1966, вып. 58, с. 122.

si Л е н и н В. И. Поли. собр. соч. Т. 3, с, 566; т. 27, с. 135-136. »2 NA. МР, RG 29. Т.1168. roll 4; А 1156, roll 38; Т ИЗО, roll 1; Т 1134, rolls 45-46, etc.

й5


 

Яндекс цитирования Rambler's Top100

Главная

Тригенерация

Новости энергетики