Спорная ситуация

«Конфликты неистребимы – они появляются при любых жизненных обстоятельствах и сопровождают нас от рождения до самой смерти… Конфликты – это норма жизни. Если в Вашей жизни нет конфликтов, проверьте, есть ли у Вас пульс».

                                                                                                                                         Ч. Ликсон

Конфликтные ситуации возникают в нашей жизни нередко. Ведь там, где есть человек, всегда есть конфликты, ибо они – постоянный спутник бытия и общественного развития. Желаем мы того либо не желаем, но конфликт – это та реальность, с которой мы сталкиваемся практически каждый день. Некоторые достаточно несерьезные конфликты легко разрешаемы. Однако другие, более значительные, требуют применения стратегии для их успешного разрешения либо, в противном случае, они способны привести к натянутости отношений, вызвать неприязнь.

Одним из них является конфликт ученика и учителя. Такие конфликты, как установлено психологами, неизбежны и нормальны, так как в школьном возрасте у детей еще неокрепшая психика. Без них не обойтись. Главное, чтобы они не перерастали в «войны», «революции» и чтобы правильно оценивались.

Я же хочу затронуть эту проблему потому, что в моей жизни имел место быть такой случай, когда у меня была конфликтная ситуация с учителем химии. Естественно, ради приличия, не стану называть её имени.

Всё началось с того момента, когда, при выставлении полугодовой оценки по химии, у меня была спорная ситуация: «4» или «5», и решалось, буду ли я претендовать на серебряную медаль. Но всё-таки учитель поставил оценку не в мою пользу, аргументируя это тем, что я, якобы, «не заслужил такого отношения к себе», так как в этой школе я учусь всего один год. После нескольких препирательств с моей стороны, она, с «голосом свирепого дракона», выгнала меня из класса. Таким образом, серебряная медаль «помахала мне ручкой».

Но вот прошли зимние каникулы, и началось новое полугодие, в котором я дал себе клятву закончить учебный год с одной четверкой. И эта четверка прогнозировалась по химии, так как учитель, после всего выше сказанного, явно не поставит мне высший балл.

Наконец наступила пятница, именно тот роковой день, когда в расписании есть урок химии. Войдя в класс, я нарочито скромно поприветствовал ее только из уважения. Приподнимая глаза, она насмешливо посмотрела на меня и даже не поздоровалась. Я не придал этому никакого значения: учитель учеников себе не выбирает. Также и ученик не может выбрать себе учителя. А ведь все мы люди разные...

Не прошло и месяца после этого случая, как очередная контрольная работа, по которой я, естественно, получил «2», выполнив восемь заданий из десяти. Прозвенел звонок, и я с разъяренным видом выбежал из класса. При этом я сказал себе, что больше никогда не зайду в этот кабинет.

Но не тут то было... В конце коридора я встретил своего классного руководителя, которая спросила меня по поводу уныния в моих глазах. Я описал ей всю ситуацию (наверное, это была субъективная оценка), и она психологически поддержала меня, пообещав, что непременно поговорит об этом с учителем.

Свое слово она сдержала. Это был долгий разговор, в котором они обе пришли к общему выводу, что во время весенних каникул мне обязательно надо исправить «2». Но при этом каждый остался при своем мнении: классный руководитель, как моя «вторая мама», поддерживала ученика, а учительница химии с упорством отстаивала свою твердую позицию.

Наступили весенние каникулы, все ребята отдыхали дома или на природе. А я, ходил и пересдавал мою «любимую» химию. Из пяти рабочих дней недели я был в школе ровно четыре, естественно, сдавая химию. На четвертый день, ей видимо надоело видеть профиль моего лица, и она спросила меня, сомневаюсь ли я в ее компетентности. Я с уверенностью ответил «ДА»! От такого умопомрачительного ответа, в один момент ее лицо покраснело от негодования, и она с саркастическим оттенком в голосе ответила мне, что она нисколько не сомневается в своем профессионализме.

Неожиданно для нее я привел ей в пример ту контрольную работу, за которую я получил оценку «2». Но до этого я основательно подготовился, предварительно подсчитав проценты за каждое задание, и узнал критерии оценивания. Увидев, что работа была выполнена на 80% верно, она, молча, поставила мне «4».

Необходимо было действовать дальше. А дальше нужно посмотреть на себя.

Конечно, в этом конфликте есть и моя вина: где-то не доучил, где-то просто не сделал домашнее задание. Но оставаться в конфликтной ситуации тоже не дело, ведь все мы люди, и все мы склонны обижаться.

Я не могу выразить словами той эйфории, в которой я оставался на протяжении дня. Но «на душе» у меня было плохо, это состояние «побежденности» постепенно переходило в «оцепенение». Я не спал ночь,  не мог сомкнуть глаз, я думал об этом, как казалось, разрешенном конфликте. Но думал я не о его сути, а о состоянии учителя, который наверняка чувствовал себя очень плохо.

Совесть, наконец, «взяла» своё. А так как я неконфликтный человек, то на следующий день я пришел в школу с букетом цветов и извинился перед учителем. Она с огромной радостью приняла мои извинения, и мы поговорили с ней «по душам».

На душе вдруг стало легче! Недаром же говорят о «таинственной и загадочной» русской душе. Мне кажется, что вся “тайна” русской души в том, что она просто русская, не западная и не восточная. А для национального характера русских - “душа всего дороже”.

Под русской душой следует понимать не национальность конкретного человека, а духовное отношение к окружающим его людям, духовное единство с ними, что в русской традиции называется соборностью. Недаром же Н. А. Бердяев воспевал широкую русскую душу:

 

Широк русский человек,

широк как русская земля,

как русские поля.

 

Я же считаю, что такие жизненные ситуации не должны переходить в стадию конфликта, так как есть цивилизованный способ решения – просто сесть и обсудить, уважая при этом мнение собеседника. Возможно, компромисс найдется, если никто не пытается исходить из постулата:

«Я прав».

 

Никита Голощапов,

гиасс, Челябинская область

Яндекс цитирования Rambler's Top100