Пользовательского поиска
|
Ребёнок соотносит буквы с этими образами и благодаря
этому понимает читаемое.
Если у ребёнка нет чётких представлений о том, из
каких звуко-буквенных элементов состоит слово, то у него с трудом формируются
обобщённые звуко-слоговые образцы. Вследствии этого он не может объединять
звуки в слоги по аналогии с уже усвоенными более лёгкими слогами и узнавать их.
Чем более бедны представления детей о звуковом
составе слова, тем сильнее обнаруживаются недостатки чтения, так как
проявляется зависимость между узнаванием слога или слова и различением звуков,
входящих в их состав.
Отсутствие чёткого звукового образа слова затрудняет
формирование чёткого зрительного образа этого слова в процессе чтения,
Для правильного зрительного восприятия и узнавания
слога или слова при чтении необходимо, чтобы звуковой состав их был достаточно
чёток и чтобы ребёнок умел их правильно произносить.
Р.Е. Левина подчёркивает, что преодоление трудностей
слияния в значительной мере зависит от развития устной речи ребёнка; чем лучше
владеют дети устной речью, тем легче произвести слияние звуков читаемого слова.
У детей легко создаются в процессе обучения звуковые образцы слов в их
обобщённом звуко-буквенном обозначении. В тех случаях, когда это по каким-либо
причинам не происходит, ребёнок отстаёт в обучении чтению, задерживаясь долго
на побуквенном чтении, испытывает «муки слияния», не умеет переходить от букв и
их названий к звукам живой речи. Подобная картина наблюдается у детей с общим
недоразвитием речи.
Несомненно, что у описываемых детей нарушения чтения связаны с недостаточностью представлений о звуко-буквенном составе слова. Возникший у ребёнка в процессе такого чтения звуковой образ слога или слова не сразу узнаётся. Так возникает чтение по догадке с частой заменой одного слова другим. Этим объясняются и такие ошибки в чтении, как многократное повторение отдельных букв или