Пользовательского поиска
|
слогов, пропуски, перестановки, замены и т.д., что
приводит нередко к искажению прочитанного, к неправильному пониманию и
обуславливает резко замедленный темп чтения.
Степень сформированности навыка чтения может быть выражена
различно. Она связана в первую очередь с проявлениями фонетико-фонематического
недоразвития речи у детей, с состоянием анализа звукового состава слова.
Что касается детей с общим недоразвитием речи, то у
них наблюдается неконтекстное восприятие фразы. Сущность его заключается в том,
что дети при чтении воспринимают слова во фразе изолировано. Они не учитывают
характерных лексико-граматических связей слов, а если и учитывают, то не всегда
имеют достаточную речевую подготовленность к их восприятию. Они часто не могут
сгруппировать слова по принципу
лексической и грамматической сочетаемости. Это приводит к тому, что чтение нередко превращается в
угадывание, что способствует замене суффиксов, окончаний, приставок. Недостатки
в овладении техники чтения влияют на понимание прочитанного. Эти две стороны
процесса чтения неразрывно связаны между собой и взаимно обуславливают друг
друга.
Понимание взаимосвязи между нарушением чтения и общим
недоразвитием речи открывает пути к его предупреждению до того, как ребёнок
поступает в школу.
Как показывают данные ряда авторов А.Н. Корнева
(1995 г.), В.И. Гордиловой, М.З. Кудрявцевой (1995 г.), Г.А. Глинна (1996 г.),
Т.А. Ткаченко (1999 г.) в среднем у дошкольников с общим недоразвитием речи
готовность к звуковому анализу почти в два раза хуже, чем у нормально говорящих
детей. Общее недоразвитие речи проявляется в значительном отклонении от нормы в
формировании фонематических представлений, лежащих в основе, звукового анализа.
Важными условиями предупреждения дислексии являются
— раннее распознавание и единая система коррекционного воздействия.