Пользовательского поиска

дарств-членов, которые при рассмотрении конкретных  дел  оказались  вынужденными определить свое отношение к государственному суверенитету.

Отнесение сообществ к числу федераций  неизбежно  предполагает лишение государств-членов по крайней  мере  в  перспективе  быть суверенными. Ведь суверенные государства-члены  являются  не менее значимой международной реальностью, чем сообщества как  таковые. А поскольку суверенитетов двух порядков быть не может,  то предполагается вывод: государства-члены должны быть лишены  своего суверенитета. Вот как определил единство  государств  австрийский юрист В. Хойер: “ Европейские сообщества являются  объединением государств, которые стремятся к политическому и  экономическому единству при частичном отказе от своих национальных  суверенитетов”.

С середины 60-х годов в  исследованиях,  посвященных  Европейским сообществам, все чаще стало отмечаться, что в каких-то отношениях они перерастают рамки обычной  международной  организации, что органы сообществ во многих отношениях,  особенно  если  говорить об их форме, приобретают большее сходство с  органами  государственными. Потребовалось новое определение процессов  интеграции в Европе, отражающее сущность этих процессов.

Поиски нового определения процесса интеграции, его специфического  качества,  привели  к  использованию  понятия    “наднациональность”. Оно неоднократно встречалось в  политической,  юридической и социологической литературе для характеристики самых различных явлений.

Многие политологи и юристы конкретизировали  понятие  наднациональности с целью  определения  сущности  Европейских  сообществ. Швейцарский юрист Д. Сиджански утверждал, что эти сообщества следует считать наднациональными, потому что они  создают  наднациональное пространство, что выражается в  солидарности  и  длящейся воле, а также в отсутствии права выхода из него.

Определение наднациональности в известной мере  отразило  особенности Европейских сообществ - широту компетенции  их  органов, обязательность их решений непосредственно  для  граждан  государств-членов, возможность представления сообществ вовне и прочее.

В основе наднациональных  отношений  лежит  правовой  порядок, позволяющий органам кооперированных единиц принимать решения, которые создают права и обязанности для граждан и  групп,  с  одной стороны, а с другой - определяют пределы  своих полномочий. Начиная с того момента, когда часть суверенитета  исчезла  или  когда наднациональные власти могут обращаться, минуя национальные власти, к гражданам государств-членов, - налицо наднациональный феномен. Но нельзя согласиться с  положением,  что  органы  сообществ пользуются необычной для международных  отношений  автономией  от государств-членов и групп  давления.

Зависимость органов сообществ - Комиссии, Суда,  других  органов от государств-членов вытекает из самого порядка  формирования этих органов. Она особенно определена в отношении  Совета.  Более того, можно сказать, что она даже усилилась после создания в 1974году Европейского совета,  решения  которого  практически  обязательны для всех органов сообществ.

Д.  Сиджански  утверждал,  что  наднациональность  Европейских сообществ доказывается отсутствием права выхода  из  организации. Но, во-первых, в договорах вопрос о праве выхода просто  не  рассматривается. Во-вторых, международно-правовая  практика  исходит из того, что выход из организации допустим даже  в  тех  случаях, когда в учреждающем договоре этот вопрос не затрагивается.  История показывает,  что  выход  из  Европейских  сообществ  государств-членов не столь уж невоз

Яндекс цитирования Rambler's Top100

Главная

Тригенерация

Новости энергетики