![]()
Пользовательского поиска
|
церковными
датами - начинались со второго дня рождества христова и до крещенского
сочельника, но по существу они были мало связаны с христианством. Вплоть до
наших дней рождественско-новогодняя обрядность удерживала обширный пласт
древних религиозно-магических обрядовых элементов. Старейшей и повсеместно
распространенной формой проведения новогодних праздников являлись святочные
посиделки - ”вечеры”. Одним из элементов народных игрищ, происходивших на
вечерах, было ряженье - народный обычай, корни которого уходят в глубь веков.
В
средней полосе России в костюмах ряженых преобладали бытовые маски. И по
времени возникновения, и по своим функциям маски бытовой группы отличались
разнообразием. Эта группа включала одновременно и религиозно-магические образы
и персонажи социально-психологического характера.
В
состав традиционных святочных персонажей входили такие типы ряженых, как:
“старик”, “старуха”, “баба”, “мужик”, “старуха с брюхом” и другие связанные с
культом плодородия и деторождения. Облачения в маски- “хари” не только
скрывающие лица и изменявшие обычный вид людей , но и сочетавшие 2 типа в 1 -
умирающее и рождающее начало , отразило народную символику земного плодородия,
изобилия, которая особенно свойственна новогодней обрядности. Ту же тему брака,
продолжения рода, магического возрождения природы, развивали инсценировки и
игры ( “кудеса “) ряженых: - “ свадьба “, “свадебная игра“.
Многочисленной
была так же группа зооморфных ( звериных и птичьих ) масок, прообразы которых в
своих истоках восходили к древнему почитанию животных - коня, быка, медведя и
т.д.
![]() |