Пользовательского поиска
|
типография, привезенная монахами Кутеинского
братства. Это была первая в России провинциальная типография. В 1657—1658 годах
в ней печатались часословы и «Рай мысленный» (сочинение инока Стефана
Святогорца и Никона). В последующие годы из типографии выходили не только
книги духовного содержания. В описи книг за 1665 год значилось 118 лексиконов и
290 «азбук с вопросы и ответы».
В ноябре 1665 года по распоряжению Никона типографский
станок со всеми принадлежностями был отправлен в Воскресенский монастырь, откуда
его так и не вернули.
В монастыре делали переводы с иностранных языков,
переписывали ноты («концерты»), переплетали книги. В монастырской библиотеке
имелось множество «певчих книг».
Иверский монастырь был крупнейшим землевладельцем
Новгородской земли, нещадно эксплуатировавшим своих крепостных. В апреле 1655
года царь пожаловал обители Коломенский, Черенчицкий и Рамушевский погосты со
всеми угодьями и крестьянами. К концу XVII века в распоряжении Иверского
монастыря находились Никольский-Лятский, Никольский, Понедельский, Кречевский и
Сергеевский монастыри. Ему же принадлежали крупные селения — Валдай,
Зимогорье, Едрово, Яжелбицы, Потерпелиц-кий, Великопорожский, Березовский и
Вышневолоцкий рядки. Пространная царская грамота от 26 октября 1668 года
утвердила Иверский монастырь как «правильно созданный» и перечислила все его
владения. К тому времени монастырь имел более 1,5 тысячи крестьянских дворов, в
к6-торых проживало около 5,5 тысячи человек. В его распоряжении было около
24,5 тысячи четвертей земли, не считая лесных угодий и озер. С лугов
монастырские крестьяне получали свыше 70 тысяч копен сена. В Москве монастырь
имел два своих двора, еще два двора были в Новгороде и по одному в Торжке и
Твери. В Старой Руссе за ним числилось одиннадцать соляных варниц.
Еще в 1654 году по ходатайству Никона царь разрешил Иверскому монастырю принять по вкладу купца Парфения Веневитова шесть соляных