Пользовательского поиска
|
позволяет снижать себестоимость конечной продукции,
сходящей с конвейеров крупных ультрасовременных заводов.
Мы привыкли говорить: стихия мелкотоварного
производства. Но мелкий производитель в Японии давно уже перестал быть
кустарем-одиночкой. Его рабочие руки обычно привязаны к целой системе производственных
связей. Тот, кто дает ему в кредит оборудование и сырье, приобретает и его
изделия.
Внутренние районы Японии, некогда славившиеся
шелководством, после войны обезлюдела. Тутовые плантации пришли в упадок. В
горных селениях остались одни старики и старухи. Но монополистический капитал
нашел способ использовать даже такие весьма слабосильные рабочие руки.
Агенты крупных птицефабрик предлагают престарелым
крестьянам брать для выращивания цыплят. Все необходимое для этого оборудование
поставляется в кредит. Рабочие монтируют на усадьбах стандартные клетки с
отделениями по числу птиц, кормушки, желоба для поения. Специальные
грузовички-фургоны развозят из инкубатора цыплят. Такая птицеферма не требует
большого ухода, а бумажные пакеты с комбинированными кормами регулярно
доставляются с фабрики.
С подобными примерами сталкиваешься в Японии на
каждом шагу. В местах, прославленных своим фарфором, где-нибудь в Кутани или
Сацума, у гончарной печи рядом с вазами классических форм можно вдруг увидеть
какие-то предметы явно индустриального назначения—изоляторы, изготовленные по
заказу, крупной электротехнической компании.
ПРАКТИКА СУБПОДРЯДОВ
В Японии ничего подобного быть не может. Если
какой-то субподрядчик делает рессоры иди бамперы для концерна
"Тоета", он вряд ли решится взять заказ, у концерна
"Ниссан". Японская деловая этика требует верности однажды
установленным связям, даже если субподрядчик несет из-за этого ущерб. Сложная
пирамида многостепенных подрядов подперта все тем же вездесущим в Японии
вертикальным стержнем "оя — ко" (покровитель— подопечный).
Возьмем для примера концерн "Тоета",
крупнейший в японском автомобилестроении. Ядро его состоит из головной
компании и дюжины примыкающих к ней фирм. Их заводы представляют собой вполне
современные предприятия не только по уровню производства, но и по условиям
труда. Рабочие получают там относительно высокую для Японии зарплату.
Но участвуют в создания каждой сходящей с конвейера
автомашины не только они... До сорока процентов вложенного в нее труда
выполняется где-то за заводской оградой.
Помимо конвейерной сборки, головные предприятия
концерна занимаются в основном исследовательскими работами, проектированием
новых моделей, совершенствованием техники и технологии, планированием
производства и распределением заказов. Что же касается деталей и узлов, то их
изготовление почти целиком перекладывается на субподрядчиков (исключая лишь
такие изделия, как кузова, требующие сложного кузнечно-прессового
оборудования).
Многоступенчатая система подрядов строится так чтобы
самые примитивные и в то же время самые трудоемкие и неблагодарные операции
выполнялись в нижних ярусах. При отборе субподрядчиков существует беспощадный
критерий: заказ получает тот, кто готов поставлять детали по более низкой цене.
А уж как выкручивается этот мелкий предприниматель, по скольку часов в день
работают у него люди — никого не интересует.
Соблюдать сроки и качество поставок—это для мелкого
предпринимателя вопрос жизни и смерти. Удалось заручиться благосклонностью
свыше—значит, можно рассчитывать на новые заказы, а то и на кредит в трудный момент. С верхних
этажей концерна в нижние происходит перемещение устаревшего оборудования, а
параллельно — и стареющего персонала. Начальник цеха с головного, завода после
50 лет может быть рекомендован в состав правления дочерней фирмы. И там будут
рады принять его, чтобы подкрепить "родственные отношения".