Пользовательского поиска

обычно получает не пенсию, а единовремен­ное пособие—по месячному окладу за каждый про­работанный год. Этого, конечно, недостаточно, чтобы прожить остаток лет.

Приходится также откладывать деньги на обра­зование детей, поскольку оно, во-первых, очень дорого, а во-вторых, имеет решающее значение для их карь­еры.

Традиция заботиться о сбережениях порождена и многими другими причинами: это дороговизна меди­цинской помощи; быстрый рост квартирной платы, а также цен на землю; это обычай тратить непомерные суммы на свадьбы и похороны, постоянная угроза стихийных бедствий.

С, другой стороны, иметь сбережения японцам по­могают некоторые местные особенности оплаты труда. По существующей традиции, наниматели занижают ежемесячные выплаты с таким расчетом, чтобы тру­женик в течение года получал не 12, а, к примеру,15 окладов. Два из них выдаются в форме наградных перед Новым годом, а еще один — в середине лета. Часть этих денег семьи используют для каких-то се­зонных покупок, но от половины до двух третей обыч­но откладывают в форме сбережений.

В отличие от американцев, которые предпочитают приобретать акции, японцы обычно держат свои сбережения в форме вкладов. Средства эти широко используются для кредитования японской экономики. Причем частные коммерческие банки, куда, стекается основная масса личных сбере­жений, могут значительно дальновиднее, чем мелкие акционеры, учитывать общую конъюнктуру, а стало быть, использовать эти средства с наибольшей эф­фективностью.                 

Итак, японские труженики подталкивают машину  частного предпринимательства, во-первых, тем, что в сравнении со своей производительностью мало получают, а во-вторых, тем, что не тратят, а оставляют в банковском обороте значительную часть своих и без того заниженных доходов.            

 

А японские предприниматели? Проявляют ли они такую же склонность ограничивать себя, откладывать на завтрашний день деньги, которые пригодились бы и сегодня? Совсем наоборот. Им присуща диаметраль­но противоположная черта: готовность постоянно быть по уши в долгах.       

Впрочем, сказать "по уши", пожалуй, даже недостаточно. Долги японских фирм в несколько раз пре­вышают размер их капитала. Причем речь идет не о каких-то мелких предприятиях, находящихся на грани банкротства. Подобная степень задолженности присуща как "песчинкам", так и "утесам".

Средства, которыми располагает японская компа­ния, обычно на 80 процентов состоят из банковских кредитов и лишь да 20 процентов из акционерного ка­питала, Но ведь в Соединенных Штатах и Западной Европе нормальной, считается как раз обратная про­порция. Может ли японская корпорация сохранять устойчивость, если ее финансовая структура подобна перевернутой пирамиде?        

— Может,—отвечают японские дельцы,—если ее, как велосипед, хорошенько разогнать.

Действительно, такая финансовая акробатика пред­полагает высокие скорости — без них она просто не­мыслима. Получая банковские ссуды под весьма боль­шие проценты (обычно из расчета 9—10 процентов в год), японский предприниматель вынужден делать ставку на стремительные темпы роста производства, искать самые радикальные пути повышения произво­дительности труда, вновь и вновь переоснащать цехи, даже если ради этого приходится еще глубже зале­зать в долги. Но, больше завися от банковских кре­дитов, чем от акционерного капитала, японская компания может уделять больше внимания долгосрочным перспективам, чем текущим прибылям. Поскольку требования владельцев акций о ежегодных дивиден­дах звучат в этом случае куда менее весомо, управ­ляющие смелее жертвуют накоплениями ради буду­щего успеха. Они готовы идти на большие затраты, которые окупятся лишь впоследствии, обучать рабо­чую силу профессиям, которые могут потребоваться лишь через несколько лет.

У промышленных корпораций вошло в практику ежегодно обновлять значительную часть оборудова­ния. Средний возраст станков в обрабатывающей про­мышленности Японии не

Яндекс цитирования Rambler's Top100

Главная

Тригенерация

Новости энергетики