Пользовательского поиска

нельзя назвать положительным фактором, в государственном бюджете Японии очень низка доля расходов на социальные нужды. (Этот показатель в два-три раза ниже, чем в Англии и дру­гих Западноевропейских странах.) За последние четверть века главной заботой правительства было помочь монополиям ускоренно наращивать производ­ственные мощности, пренебрегая благосостоянием народа.

Ниже  подробнее поговорим о том, сколь доро­гой ценой пришлось расплачиваться стране за лозунг:

"ВНП—превыше всего".

Еще одна примечательная черта эконо­мики Страны восходящего солнца. Широкий импорт зарубежной технической мысли, на которую сделали ставку японские предприниматели, не сопровождали столь же широким притоком прямых иностранных ка­питаловложений. Японцы охотно занимали за рубежом деньги, они не жалели средств на покупку лицензий и патентов, но всячески противились появлению на япон­ской земле предприятий, где хозяйничали бы ино­странцы.

К началу 80-х годов Япония стала одним из веду­щих экспортеров мира. Однако считать, что ее эконо­мическое развитие целиком опирается на внешнюю торговлю, было бы неверно.

Американский публицист Уильям Форбис так рисует несколько упрощенную, но наглядную схему японской экономики. Страна восходящего солнца вво­зит из-за рубежа почти все сырье и топливо, необхо­димое для ее гигантской индустриальной машины. Обогащая это сырье своим трудом и умом, японцы повышают его стоимость примерно в десять раз. Япо­ния сохраняет девять десятых готовой продукции для собственных нужд, а оставшуюся десятую часть экс­портирует, чтобы получить деньги на новые закупки сырья и топлива.       

Доля японского экспорта в валовом национальном продукте составляет лишь примерно 10 процентов. Более низкую экспортную квоту среди развитых ка­питалистических стран имеют только Соединенные Штаты, в то время как в Англии она составляет 17, в ФРГ—25, в Голландии—34 процента. Как ни па­радоксально, в 80-х годах Япония зависит от экспор­та меньше, чем в 30-х, когда дешевый текстиль, ко­торый она сбывала в Азии, составлял 30 процентов ее ВНП. Большая часть современных японских авто­машин и цветных телевизоров предназначается для японских дорог и японских жилищ.

 

ПРОГРЕСС ЗА СЧЕТ ГАРМОНИИ

 

Японские предприниматели радели лишь о расши­рении производственных мощностей, гипнотизировали себя цифрами роста валового национального продук­та. Но чем гуще становился лес заводских труб, тем болезненнее сказывалось отставание социальных ты­лов, давали о себе знать нездоровая концентрация индустрии и населения в отдельных районах, загряз­нение природной среды промышленными отходами.

Японские дельцы куда щедрее, чем их западные соперники, вкладывали средства в обновление техни­ки и технологии. Зато они были до неразумности скупы в затратах на все то, что обслуживает произ­водство и самого труженика. Рывок индустрии к пе­реднему краю научно-технического прогресса был совершен на фоне и за счет отставания транспортной сети, коммунального хозяйства, жилищного строитель­ства. Уже говорилось, что на социальные нужды в японском бюджете выделяется в два-три раза меньше средств, чем в других развитых капиталистических странах.

     Поселок Амагасаки. Здесь воочию видишь отрицательные последствия перекосов, навязанных стране монополисти­ческим капиталом. Амагасаки—это чудовищная тес­нота. Именно здесь, в Тихоокеанском промышленном поясе, на пяти тысячах квадратных километров вынуждены жить и трудиться 50 миллионов человек. Это место, где земля оседает, потому что для промышленных нужд из почвы выкачано слишком много грунтовых

Яндекс цитирования Rambler's Top100

Главная

Тригенерация

Новости энергетики