Пользовательского поиска

При первом и нередко единственном найме на ра­боту японец  думает не столько о зарплате, сколько о положении и престиже фирмы, с которой он связы­вает судьбу. Ведь жизненная орбита человека опреде­ляется в японских условиях прежде всего тем, с какой точки он ее начнет.     

Оговоримся сразу, что система пожизненного най­ма существует, лишь на крупных предприятиях, то есть охватывает примерно пятую часть рабочей силы. Но само ее существование свидетельствует, что наряду с погоней за всем ультрасовременным в области тех­ники и технологии японские предприниматели в то же время  старательно сохраняют докапиталистические, феодальные пережитки в области производственных отношений.                      

На предприятиях тщательно и продуманно куль­тивируется дух патриархальной общины. Сама система заработной платы и продвижение по службе построе­ны так, чтобы накрепко связать судьбу человека с бу­дущим фирмы.

Буфером, который принимает на себя удары в слу­чае кризиса, служат временные и поденные, рабочие. Эта категория трудящихся образует, в Японии как бы низшую касту. Никто не гарантирует этим людям ста­бильной занятости—их нанимают и рассчитывают когда угодно. Им не дают надбавок за стаж, их стараются не допускать в профсоюз. Существование "лю­дей второго сорта" помогает администрации   поддерживать антагонизм между штатными и внештатными рабочими.

Да и для тружеников крупных, современных пред­приятий система пожизненного найма в определенном смысле оборачивается системой пожизненного рабства. Она, по существу, лишает человека возможности ме­нять место, работа по своему желанию. На всякого, кто вздумал уйти из одной фирмы, чтобы наняться на другую, смотрят, чуть ли не как на прокаженного.

Система пожизненного найма, практика набора ра­бочей силы привели к тому, что в Японии нет свободного рынка труда в подлинном смысле этого слова. Поскольку классификация рабочих рук происходит в основном внутри фирм, трудящимся нелегко узнать, где именно требуется рабочая сила их квалификации. К тому же у рабочего класса Японии еще весьма сла­бы связи по профессиям.

Система пожизненного найма вынуждает японца мириться с тем, что на протяжении первых пятна­дцати — двадцати лет трудовой жизни ему явно недо­плачивают. При этом его пытаются убедить, что у мо­лодого человека, дескать, и потребностей меньше. Зато, мол, потом, когда деньги будут ему гораздо нужнее, в течение последних десяти-пятнадцати лет стажа, зарплата его будет превышать фактическую производительность.

При такой системе зарплаты японским предпри­нимателям выгодно, чтобы большую часть персонала составляла молодежь, к чему они и стремятся. К то­му же армия наемного труда в Японии более чем на треть состоит из женщин. Зарплата их всегда остается в нижней части шкалы, ибо женщины, как правило, состоят в штатах предприятий лишь до замужества. Если они спустя несколько лет после свадьбы и воз­вращаются на производство, то их берут лишь на временную или поденную работу.

С другой стороны, наниматель может не трево­житься, что ценных для фирмы специалистов перема­нят конкуренты. Американский делец, рассчитывавший, что в Японии он сможет нажиться на более де­шевой, чем в США, рабочей силе, вдруг обнаружи­вает, что люди не хотят переходить к нему даже на удвоенную зарплату, ибо он не может обеспечить им то, что дает японская фирма, то есть гарантию пожиз­ненной занятости, ежегодное повышение зарплаты за  стаж.       

 

Что же заставляет японских предпринимателей придерживаться традиций, которые мешают фирме привлекать специалистов со стороны и избавляться от ненужных людей?

 Система пожизненного найма действительно являет собой пережиток феодальной патриархальщины. Но как ни парадоксально, японский капитал сумел использовать эту систему для того, чтобы ускорить мо­дернизацию промышленности страны.             

 1. Во-первых, система эта ставит в преимущественное положение новые, быстро растущие отрасли. Ведь за­ново созданная фирма целиком укомплектовывается молодежью, что на

Яндекс цитирования Rambler's Top100

Главная

Тригенерация

Новости энергетики