Пользовательского поиска
|
14) наличие фаз перехода (“переходных состояний”) и “снятия” предыдущих форм, качеств и состояний в ходе развития к высшему или низшему.
Таким образом, в органицизме как направлении социологии рассматиривалось развитие человеческого общества по аналогии с развитием единичного организма.
Основателем концепции
культурно-исторических типов является Данилевский Н.
Я.,
которого считают приверженцем идей славянофильства, вступвшего в тот период в стадию упадка. Он был одним из
наиболее типичных представителей панславизма. В книге "Россия и
Европа" Данилевский Н.Я.подробно развивает теорию
"культурно-исторических типов" человечества.
В совоей работе
Данилевский Н.Я. наделяет культурно-исторические типов сдедующими характаристиками:
самостоятельные, своеобразные в плане религиозного, социального, бытового,
промышленного, политического, научного, художественного, исторического
развития. Его социальная позиция выражена в следующем: «В продолжение этой
книги мы постоянно проводим мысль, что Европа не только нечто нам чуждое, но
даже и враждебное... Из этого, однако, еще не следует, чтобы мы могли или
должны были прервать всякие сношения с Европой, оградить себя от нее Китайской
стеной: это не только невозможно, но было бы даже вредно, если бы и было
возможно... Но если невозможно и вредно устранить себя от европейских дел,
то... необходимо смотреть на эти дела всегда и постоянно с нашей особой,
русской точки зрения».(Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М., 1991. С. 440-441).
Данилевский считал, что общественные
явления управляются общими духовными законами, но в тоже время: «Различия
культурно - исторических типов есть, в конечном счете, различия характеров
народов, их составляющих: различия этнографические, племенные, которые
выражаются в особенностях психического строя народов». Каждая цивилизация имеет
характеристики, которые не могут быть переданы другой цивилизации. Проэтому
исторический прогресс общества состоит в том, что бы следовать по пути развития
своего культурно-исторического типа.
3.4. Народничество
Народничество 70-80-х годов XIX в. в России носило характер массового общественного движения и сыграло значительную роль в историческом процессе, породив социал-революционеров и российскую социал-демократию. Анархистские идеи в России имели свои достаточно глубокие национальные корни. Это, возможно, следует из идеологии русского