Пользовательского поиска
|
установленных правил, родители внедряют в сознание
ребенка определенную систему норм, соблюдение которых постепенно становится для
ребенка привычкой и внутренней потребностью. Во-вторых, «идентификация»:
ребенок подражает родителям, ориентируется на их пример, старается стать таким
же, как они. В-третьих, «понимание»: зная внутренний мир ребенка и чутко
откликаясь на его проблемы, родители тем самым формируют его самосознание и
коммуникативные качества.
Семейная социализация не сводится к
непосредственному «парному» взаимодействию ребенка с родителями. Так, эффект
идентификации может быть нейтрализован встречной ролевой
взаимодополнительностью: например, в семье, где оба родителя умеют очень хорошо
вести хозяйство, ребенок может и не выработать этих способностей, так как, хотя
у него перед глазами хороший образец, семья не нуждается в проявлении этих
качеств; напротив, в семье, где мать бесхозяйственна, эту роль может взять на
себя старшая дочь. Не менее важен механизм психологического противодействия:
юноша, свободу которого жестко ограничивают, может выработать повышенную тягу к
самостоятельности, а тот, кому все разрешают, вырасти зависимым. Поэтому
конкретные свойства личности ребенка в принципе невыводимы ни из свойств его
родителей (ни по сходству, ни по контрасту), ни из отдельно взятых методов
воспитания.
Вместе с тем весьма важны эмоциональный тон семейных
взаимоотношений и преобладающий в семье тип контроля и дисциплины.
Эмоциональный тон отношений между родителями и
детьми психологи представляют в виде шкалы, на одном полюсе которой стоят
максимально близкие, теплые, доброжелательные отношения (родительская любовь),
а на другом ¾ далекие, холодные и враждебные.
В первом случае основными средствами воспитания являются внимание и поощрение,
во втором ¾ строгость и наказание.
Наилучшие взаимоотношения старшеклассников с родителями складываются обычно тогда, когда родители придерживаются демократического стиля воспитания. Этот стиль в наибольшей степени способствует воспитанию самостоятельности, активности,