![]()
Пользовательского поиска
|
Значительно более сложным и дифференцированным
становятся в юношеском возрасте отношения к учителям и с учителями. Подобно
родителям, учитель имеет в сознании ребенка ряд «ипостасей», соответствующих
выполняемым функциям:
*
замена родителей;
*
власть, распоряжающаяся наказаниями и поощрениями;
*
авторитетный источник знаний в определенной области;
*
старший товарищ и друг.
Следует отметить довольно частое расхождение между
старшеклассниками и их учителями в оценке одних и тех же психологических
ситуаций. Т.Н.Мальковская опросила учителей и учащихся, чтобы выяснить,
существует ли между ними контакт. Разница между учительскими и ученическими
ответами оказалась огромной. «Контакт есть», ¾ утверждают 73 процента
учителей и... только 18 процентов учеников; «частичный контакт» отмечают 6
процентов учителей и 47 процентов учеников; отсутствие контакта ¾ 3 процента учителей и 28 процентов учеников.
Отчасти разрыв в оценках объясняется, вероятно, тем,
что учителя и ученики по-разному понимают слово «контакт». Учителя имеют в виду
просто нормальный психологический климат, делающий возможным
учебно-воспитательный процесс, тогда как старшеклассники мечтают об
эмоциональном тепле и психологической интимности, которые никогда не бывают и
не могут быть массовыми. И все-таки разница между учительскими и ученическими
оценками психологического климата школы разительна. И если сознание учеников
иллюзорно в своем максимализме, ибо предъявляемые ими требования не могут быть
достигнуты, то сознание взрослых иллюзорно в другом: они переоценивают степень
своей близости к воспитуемым, а тем самым и меру своего на них влияния.
Главное препятствие взаимоотношению учителей и учеников ¾ абсолютизация ролевых отношений, наивно-бюрократический «школо»- и «учебоцентризм». Учитель, озабоченный прежде всего учебной успеваемостью, не видит за отметками индивидуальности учащегося. Идеальный ученик в его понимании ¾ тот, кто «всегда
![]() |