![]()
Пользовательского поиска
|
В старших классах отношения учителя с учениками
могут строиться только на основе взаимопонимания и уважения друг к другу,
прежние формы взаимоотношений лишь затрудняют налаживание контакта, вызывая у
учащихся отчуждение от учителя и негативизм.
Общение и обособление.
Взаимоотношения в группе.
Одна из главных тенденций юношеского возраста ¾ переориентация общения с
родителей, учителей и вообще старших на ровесников, более или менее равных по
положению. Такая переориентация может происходить медленно и постепенно или
скачкообразно и бурно, она по-разному выражена в разных сферах деятельности, в
которых престиж старших и сверстников неодинаков, но происходит она
обязательно.
Общение со сверстниками очень важный специфический
канал информации; по нему подростки и юноши узнают многие необходимые вещи,
которых по тем или иным причинам им не сообщают взрослые. Также общение со
сверстниками ¾ это специфический вид
межличностных отношений. Групповая игра и другие виды совместной деятельности
вырабатывают необходимые навыки социального взаимодействия, умение подчиняться
коллективной дисциплине и в то же время отстаивать свои права, соотносить личные
интересы с общественными. Вне общества сверстников, где взаимоотношения
строятся принципиально на равных и статус надо заслужить и уметь поддерживать,
ребенок не может выработать необходимых взрослому коммуникативных качеств.
Соревновательность групповых взаимоотношений, которой нет в отношениях с
родителями, также служит ценной жизненной школой.
Это специфический вид эмоционального контакта.
Сознание групповой принадлежности, солидарности, товарищеской взаимопомощи не
только облегчает подростку автономизацию от взрослых, но и дает ему чрезвычайно
важное чувство эмоционального благополучия и устойчивости. Сумел ли он
заслужить уважение и любовь равных, товарищей, имеет для самоуважения подростка
решающее значение.
![]() |