Пользовательского поиска
|
он проецирует и свою фантазию. Вполне осознавая свои
поступки, он еще не осознает собственных психических состояний. Если ребенок
сердится, он объясняет это тем, что кто-то его обидел, если радуется, то этому
тоже находятся объективные причины. Для юноши внешний, физический мир ¾ только одна из возможностей субъективного опыта, средоточием которого
является он сам. Это ощущение хорошо выразила 15-летняя девочка, которая на
вопрос психолога «Какая вещь тебе кажется наиболее реальной?» ответила: «Я
сама».
Вместе с осознанием своей уникальности,
неповторимости, непохожести на других приходит чувство одиночества. Юношеское
«Я» еще неопределено, расплывчато, оно нередко переживается как смутное
беспокойство или ощущение внутренней пустоты, которую необходимо чем-то
заполнить. Отсюда растет потребность в общении и одновременно повышается его
избирательность, потребность в уединении. Другие люди ¾ не внешняя среда, предметно воспринимаемая человеком, не
обстоятельство его жизни, но его внутреннее достояние, главное содержание его
личности. Самосознание человека возможно только через его отношения с другими.
В отечественной психологии наиболее ярко эту мысль
выразил С.Л.Рубинштейн в своей последней работе «Человек и мир»: «Я» не может
быть раскрыто как объект непосредственного осознания, через отношение к самому
себе, обособленно от других людей. Исходным условием моего существования
является существование личности, субъектов, обладающих сознанием, ¾ существование психики, сознания других людей».
Другой не может быть внешним объектом, на который наталкивается и воспринимает извне мое сознание. Встреча с другим возможна лишь в силу того, что «ты» идеально имеет отношение к «я» еще до этой встречи. Идеи об «отраженной субъектности» или «идеальной представленности другого» эффективно разрабатываются в исследованиях В.А.Петровского. Однако наличие «идеального другого» рассматривается в них как результат деятельности или как условие, влияющее на ее особенности и эффективность. Здесь же хотелось бы подчеркнуть, что идеальное отношение к «ты», первичное единство с ним определяет и делает возможным само