Пользовательского поиска
|
существо «я». «Я» есть отдельное самодостаточное
существо не в силу своей самодостаточности (в познавательной или практической
деятельности), а в силу своего обособления от другого «я», в силу своего
противостояния «ты» и, следовательно, в силу своей связи с ним в этом
противостоянии.
О несамодостаточности, невозможности существования
одного изолированного сознания много и убедительно писал М.М.Бахтин: «Быть ¾ значит быть для другого и через него. У человека нет внутренней
суверенной территории, он весь всегда на границе, смотря внутрь себя он смотрит
в глаза другому или глазами другого». «Реальный другой может войти в мир
человека лишь как тот другой, с которым он уже ведет свою внутреннюю полемику.
Всякий реальный чужой голос неизбежно сливается с уже звучащим в ушах героя
своим ¾ чужим голосом».
В созвучии с этим находятся мысли М.Бубера:
«Переживаемые отношения ¾ это реализация внутреннего
Ты в Ты встреченном; через Ты человек становится Я». «Все новейшие попытки
истолковать сознание как взаимосвязь Я с самим собой или как событие,
вмещающееся в самодостаточной внутренней жизни человека, ¾ тщетны; все они относятся к безнадежной истории уничтожения
реальности».
Все приведенные выше высказывания удивительно
совпадают в утверждении другого как необходимого, онтологического основания
сознания и самосознания человека, в том, что этот другой уже есть (живет) в
этом сознании до реальной (внешней) встречи с ним. При внешней встрече (или
общении) осуществляется перенос (или отношение) уже существующего, внутреннего
другого на встреченного, конкретного человека. Причем этот внутренний другой
лишен своей конкретной определенности и является обобщенным представителем
рода: «В этом субъекте погашена индивидуальная особенность того или иного Я; он
¾ «Я» вообще в его всеобщности, по отношению к
которому единичные «Я» ¾ это переменные, которые
вставляются в общую формулу. В нее может быть вставлено любое «Я», но нельзя не
подставить никакого.