Пользовательского поиска
|
Можно полагать, что отношения «я ¾ ты» являются необходимой предпосылкой развития индивидуального
сознания. Поэтому игнорировать этот тип отношений мы не можем. Здесь важно
подчеркнуть, что говоря о проблеме межличностных отношений, нельзя не затронуть
проблему самосознания. Собственное «я» человека также может тяготеть к полюсу
овеществления или персонификации. Оно может восприниматься как вещь, как
объект, как совокупность конкретных качеств, которые включают социальный
статус, представление о своих качествах, знания, образ, который мы хотим
создать у других, оценку собственных качеств и способностей т.д. В то же время
оно может быть целостным, неразложимым на части, непосредственно связанным с
бытием, с другими людьми, незавершенным и до конца не определенным. Как и
отношение к другому, отношение к себе колеблется между этими пределами, не
достигая их до конца. Вместе с тем в самосознании человека всегда живет другой,
который и делает возможным осознание себя.
М.И.Лисина определяла потребность в общении как
потребность в познании себя и другого, а продукт общения ¾ как образ себя и другого. Всякое изменение образа «я» порождает
изменение в образе другого (и наоборот).
С определенного момента ребенок ¾ это всегда два человека ¾ он и взрослый. По-видимому,
этот момент наступает в ранней юности, и это внутреннее взаимодействие уже не
прекращается на протяжении всей жизни человека.
Саморегуляция личности в юношеском
возрасте как основа взаимоотношений с другими людьми.
Становление самосознания в ранней юности, т.е.
осознание не только окружающего, но и самого себя в своих отношениях с
окружающим миром, осознание себя как «Я», характеризуется и способностью
самостоятельно и сознательно ставить перед собой цели своей деятельности и
реализовывать их.
Особенности межличностных отношений между людьми, находящимися в отношениях субординации, оказывают существенное влияние на характер мотивации, уровень самоуважения, способность