![]()
Пользовательского поиска
|
противоположность, которая стоит в
противонаправленности сил. Здесь также одно упраздняет другое, но следствием
будет нечто реально существующее.
В зимнем семестре 1762 года у Канта появился новый
студент, на которого тот сразу обратил внимание. Молодой человек числился на
теологическом факультете, обладал незаурядными способностями и усидчивостью,
писал неплохие стихи, подражая любимым поэтам Канта - Галлеру и Попу. Это был
Иоганн Готфрид Гердер, сын звонаря и учителя приходской школы в Морунгене. У
Канта Гердер прослушал все его тогдашние курсы - метафизику, мораль, логику,
математику, физическую географию. Старательно записывал их, приводя дома свои
конспекты в порядок. Сохранились все его записи - аккуратные, ясные,
обстоятельно излагающие суть проблем волнующих философа. На основании этих
конспектов и работы Канта "Единственное возможное основание для
доказательства бытия бога", вышедшей в конце в 1762 года, можно судить о
том, какие вопросы пытался разрешить философ в этот период. Кант говорит о
боге. С его точки зрения, ни на собственном, ни на чужом опыте мы не можем
убедится в его существовании. Исследователю остается положится на разум: только
система рассуждений (Кант приводит ее в своей работе) приводит к выводу, что
есть на свете некое высшее, абсолютное и необходимое существо. Встает, однако,
вопрос: не подрывает ли подобное отношение к религии основ нравственности? Кант
утверждает: мораль и религия - разные вещи. Мораль скорее всеобщий,
человеческий, нежели божественный суд. При воспитании надо сначала пробудить
моральное чувство, а потом прививать понятие о божестве, иначе религия
превратится в предрассудок, и вырастет хитрец, лицемер. Культура морального
чувства должна предшествовать культуре послушания. Из этих рассуждений философ
выводит основной закон человеческого поведения - "поступай в соответствии
со своей моральной природой".
В 1764 году Канту исполнилось сорок лет. Он
известен, его ценят и уважают. Ламберт и Мендельсон обращаются к нему с
предложениями вступить в научную переписку, и Кант их принимает. Лекции
пользуются успехом, аудитория всегда полна, и некоторые курсы он передоверяет
своим ученикам. Книги хорошо расходятся, а написанные в 1762 году "Наблюдения
над чувством возвышенного и прекрасного" принесли ему славу модного автора.
Но он все еще приват-доцент, не получающий ни гроша от университета. В Берлине
понимают неестественность подобной ситуации. В августе 1764 года из
министерства юстиции, ведавшего делами образования, поступает предложение
занять место профессора поэзии и красноречия, которое пустовало в Кенигсберге
уже два года. Кант отказался. У него была цель, он шел к ней прямой дорогой.
Отказ оценили. Специальным рескриптом от имени короля было обещано "весьма
умелого и со всеобщим успехом преподающего доцента Канта выдвинуть при первой
же возможности". Значительное место среди работ этого периода занимает
работа "Грезы духовидца, поясненные грезами метафизики", экземпляры
которой были посланы Ламберту и Мендельсону. Это не трактат, а скорее эссе,
посвященное деятельности Иммануила Сведенборга, человека необыкновенного,
шведского философа и математика, который рано прославился своими работами по
механике, горному делу, минералогии, а под старость объявил себя ясновидцем,
которому сам бог поручил основать новую церковь. "Грезы ..."
примечательны тем, что на одну доску с "духовидцами" Канта ставит и
приверженцев спекулятивной метафизики. Метафизики тоже грезят и свои идеи принимают
за подлинный порядок вещей. Он смеется не только над визионерством, но и над
умозрительными спекуляциями, он призывает людей науки полагаться только на
опыт, представляющий собой "альфу и омегу познания". Таким образом
Кант прощается с вольфианской метафизикой, приверженцем которой он был ранее.
К концу 60-х годов XVIII века Кант становится известен уже не только в Пруссии. В 1769 году профессор Хаузен из Галле намеревается издать "Биографии знаменитых
![]() |