![]()
Пользовательского поиска
|
Поэтому задача философии заключается в том, чтобы найти такой способ,
который бы позволил нам приблизиться к истине. В логико-методологической
концепции Поппера находится такой механизм в виде принципа фальсификации. Философ считает, что научными могут быть
только те положения, которые опровергаются эмпирическими данными.
Опровержимость теорий фактами науки, следовательно, признается в "логике
научного открытия" критерием научности этих теорий.
На
первый взгляд это положение воспринимается как бессмыслица: если выяснилось бы,
что все те наши умозрительные конструкции, которые мы строим относительно мира
опровергаются нашим же эмпирическим опытом, то, исходя их здравого смысла,
следовало бы их признать ложными и выбрасывать как несостоятельные. Однако
попперовские рассуждения строятся на ином логическом смысле.
Доказать можно все, что угодно. Именно в этом проявлялось, например,
искусство софистов. Поппер считает, что научные положения, констатирующие о
наличие материальных объектов, относятся не к классу подтверждаемых опытом, а,
наоборот, - опровергаемых опытом, ибо логика мироустройства и нашего мышления
подсказывает нам, что научные теории, опровергаемые фактами, действительно
несут в себе информацию об объективно существующем мире.
Этот же методологический механизм,
позволяющий в научном познании приблизиться к истине, т.е. принцип
фальсификации теорий, путем их опровержения фактами, принимается Поппером в
качестве критерия демаркации описательных (эмпирических) наук (от теоретических
и от самой философии[1], отвергая
тем самым неопозитивистские критерии демаркации (индукцию и верифицируемость).
Идейное содержание теорий фальсификации и демаркации имеет ценностное
значение, которое выводит нас на мировоззренческое измерение. В основе
концепции "логики открытия" Поппера лежит идея, принявшая форму
убеждения, об отсутствии какой бы то ни было истины в науке и какого-либо
критерия ее выявления; смысл научной деятельности сводится не к поиску истины,
а к выявлению и обнаружению ошибок и заблуждений. Этой, по сути своей,
мировоззренческой идеей была детерминирована и соответствующая структура:
а)
Представления о мире, принимаемые в науке как знания о нем, не являются
истинами, ибо не существует такого механизма, который бы мог установить их
истинность, но существует способ обнаружить их ошибочность;
б)
в науке лишь те знания соответствуют критериям научности, которые выдерживают
процедуру фальсификации;
![]() |