Пользовательского поиска
|
что
традиционные интуитивные представления о ментальных событиях, существующих в
голове, о свободе воли и т. п., теоретически недоказуемы. Человек есть не что
иное, как нейрофизиология, поведение, язык и коммуникация. Поскольку кроме
физических, в мире нет никаких других удостоверяемых сущностей, единственно
адекватным языком онтологии следует принять язык физики.
Поппер считает позицию
физикалистского монизма ложной. Хотя в рамках физикализма было высказано немало
интересных предположений, его общие посылки теоретически недостоверны: они
основаны на представлении о каузальной закрытости системы, на мифе «лингвистического
каркаса», «мифе простоты», гипертрофировании значимости редукционистской
методологии и т. д.
Не
ограничиваясь чисто полемическими задачами, Поппер создаёт альтернативную
физикалистскому монизму теорию, ориентированную на эволюционно-биологическую
парадигму. (Важно иметь в виду, что Поппер рассматривает дарвинизм не как
хорошо обоснованную научную теорию, а как «метафизическую исследовательскую
программу».)
В 1969 г. в лекциях, прочитанных в
Эмори университете (США), Поппер сформулировал основной костяк этой теории и
принял позицию дуализма или, точнее, плюрализма. В ХХ в., говорил он, мало кто
из философов не занимался опровержением Декарта и все без успеха – по той
причине, что различение духовного и телесного сообразуется и интуитивным
представлением человека о самом себе, со здравым смыслом и вполне согласуется с
современными научными данными, в частности эволюционной биологией. В работах
70-80-х годов, в особенности в книге «Самость и её мозг. Аргумент в пользу
интеракционизма», написанной в соавторстве с Джоном Экклзом, крупнейшим
нейробиологом, защищающим дуалистическую позицию, Поппер разработал достаточно
цельную и последовательную метафизику. Он называет её «предположительной»,
«пробной» теорией, в гносеологическом отношении не имеющей статуса физической
теории, но которую, тем не менее, с полным правом можно именовать теорией,
поскольку вытекающие из неё следствия подтверждаются фактами.
По Попперу, во Вселенной можно
выделить три реалии:
Мир 1 – мир физических явлений, будь
то атомы, поля и силы или «твёрдые материальные тела» - деревья, столы и т.п. –
это реальность, существующая объективно.
Мир 2 – мир ментальных или
психических состояний – субъективных состояний сознания, диспозиции и т.п. -
состояние сознания и его активность.
Мир 3 – мир объективного содержания мышления и продуктов человеческого сознания. Это – гипотезы, проблемы, научные теории (истинные или ложные), проекты, материализованные в виде машин,