Пользовательского поиска
|
в
ненастье и в ведро час кормежки оставался постоянным. Однако вывод: "Меня
всегда кормят в девять утра" опровергли в день сочельника, когда важную
птицу, ожидавшую завтрака, отнесли поварам."[1]
2. Если не допустимы произвольные обобщения, не
менее порочен и так называемый "беспристрастный анализ". Разум- не
tabula rasa. Ум, очищенный от предрассудков, будет пустым, а не девственным.
Даже животное рождается со множеством подсознательных ожиданий, что соответствует
своего рода гипотетическому знанию. Однако врожденным предпосылкам нельзя
доверяться: утрата иллюзий порождает проблемы, ведущие к росту знаний через
поправку и изменение предыдущих сведений.
Человек- создание сложное и ясное далеко не до конца. Отнюдь не
одни
правильные размышления или эксперименты ведут к открытиям. Мифы, метафизические
конструкции, сны, галлюцинации могут также провоцировать их. Однако они должны
быть контролируемыми и обоснованными, подтверждаться фактами.
3.
Исходя из критики традиционного синтетического и аналитического мышления,
Поппер предлагает новый критерий познания, который он именует "критерием
фальсифицируемости". Теория лишь тогда научна и рациональна, когда она
может быть фальсифицируема. Между верификацией (подтверждением) и
фальсификацией существует явная ассиметрия. Миллиарды подтверждений не способны
увековечить теорию. Одно
опровержение- и теория подорвана. Пример: "Куски дерева не тонут в воде" - "Этот кусок эбенового дерева не держится на воде". Карл Поппер любил повторять знаменитое высказывание Оскара Уайлда: "Опыт- это имя, которое мы даем собственным ошибкам"[2]. Все должно быть испытано фальсификацией. Таким образом, утверждался провокационным подход к реальности, то есть автор теории открытого общества в целом бы одобрил действия русских мужичков из знаменитого анекдота про японскую деревообрабатывающую технику. "На сибирскую лесопилку привезли японскую машину. Мужики почесали затылок и засунули в нее огромную сосну. Машина поерзала, поерзала и выдала великолепные доски. "М-да",- сказали мужички. И засунули толщенную ель со всеми ветками и иголками. Машина снова поерзала, поерзала и выдала доски. "М-да",- уже с уважением сказали мужички. И вдруг видят: какой-то бедолага несет рельсу. Рельсу с восторгом засунули в механизм. Механизм вздохнул, чихнул и сломался. "М-да",- с удовлетворением проговорили работники и взялись за свои топоры-пилы. Поппер бы заметил, что не может быть такой машины, которая ВСЕ превращает в
[1] Поппер К. «Логика социальных наук».//Вопросы философии, 1992, №10.
[2] Цит. по: Овчинников Н.Ф. «Об интеллектуальной биографии Поппера».// Вопросы философии, 1995, №11..