Пользовательского поиска
|
Бройля и повлиявшей в конечном итоге на французского
физика, стимулировав его отход от копенгагенской интерпретации.
Как и упомянутые выше физики, К.Поппер не мог
принять субъективистские и идеалистические импликации копенгагенской
интерпретации квантовой механики. Он, как и другие “диссиденты”, не мог
согласиться с утверждением копенгагенцев, что понимание квантовой механики требует
привлечения “наблюдателя” в качестве агента процессов и событий, описываемых в
этой теории, что возмущающее воздействие наблюдения на физические системы
составляет определяющую черту “атомного мира”. Нужно, однако, заметить, что
указанные “отрицательные ориентиры” диссидентов задают лишь самые общие контуры
их концепций. Среди неортодоксальных концепций философии квантовой механики
можно встретить как сравнительно мягкие попытки избежать крайностей
копенгагенской точки зрения, так и подчеркнуто антикопенгагенские построения
типа теории “скрытых переменных” Д.Бома. Поппер высказал философию квантовой
механики, занявшую свое место в научном дискурсе. Эта философия проникнута
антикопенгагенским духом, завязана на философский реализм, сторонником которого
всегда был Поппер, и окрашена особым космогоническим подходом к науке, при
котором философские искания ценятся не меньше, чем профессиональные успехи
физика, химика или биолога.
Реализм составляет сердцевину попперовской философии
науки, известной в качестве метода предположений и опровержений. Предполагая
объективные реалии (космос, природу, человеческое общество), Поппер настаивает,
что пропагандируемый им критицизм обеспечивает действительное обновление
знания. Если бы научные споры и дебаты велись в сфере чистой мысли, они были бы
схоластикой и казуистикой. Критицизм зиждется на вопросах исследователя,
задаваемых путем экспериментирования природе. Природа, правда, не может дать
утвердительный ответ по поводу справедливости какой-либо из теорий, она может
сказать только “нет”. Однако сопротивляемость теории настойчивым и изощренным
попыткам ее опровергнуть определяет ее рейтинг.
Из сказанного уже ясно, что реализм Поппера, так сказать, аскетический. Он не только не видит в объективной реальности книги, написанной на каком-нибудь, пусть самом абстрактном языке, но и структуры, направляющей познание. Поппер настойчиво предупреждает, что его антиидеалистический реализм не следует смешивать с антиноминалистическим эссенциализмом: свой реализм он называет “третьей точкой зрения”. (Номинализм — философская позиция, утверждающая, что существует только единичное. Общее же может быть выражено при по