Пользовательского поиска
|
пластов в их идейном отношении к другим
интерпретациям квантовой теории, а также к тем или иным трактовкам и решениям
известных парадоксов этой теории.
2. ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ КАРЛА
ПОППЕРА
Проблематика теории познания, и, прежде всего
проблемы формирования и развития научного знания, пути постижения истины,
вопросы методологии научного поиска продолжают оставаться актуальными и находятся
в центре внимания современной философии. Бум, который начался в области истории
и методологии науки в Западной философии в 1960-х годах, продолжается до сих
пор. Об этом свидетельствует, например, непрекращающиеся дискуссии по проблемам
взаимосвязи науки и философии, основании научного знания, формирования и
развития теории, научной рациональности, критерий истины и научности и т.п.
Поиск основополагающих методологических подходов, осуществленный в странах
Запада за последние десятилетия, с целью "нащупать исходную твердую
философскую базу" для научной деятельности[1], привел к
позитивному сдвигу эпистемологии, но не к окончательному решению ее базовых
вопросов.
Начало логико-метологического анализа научного знания было положено
неопозитивизмом, который отказался от исследования проблемы возникновения
нового знания. Цель науки состоит, согласно неопозитивизму, в формировании базы
эмпирических данных в виде фактов науки, которые должны быть репрезентированы
языком, недопускающим двусмысленности и не выразительности. В качестве такого
языка логическим эмпиризмом был предложен логико-математический понятийный
аппарат, отличающийся точностью и ясностью описания изучаемых явлений.
Предполагалось, что логические термины должны выражать познавательные значения
наблюдений и экспериментов в предложениях, признаваемых эмпирической наукой как
предложения "языка науки".
С введением "контекста открытия" логическим позитивизмом была сделана попытка переключаться на анализ эмпирических утверждений с точки зрения их выразимости с помощью логических понятий, исключив, тем самым, из логики и методологии вопросы, связанные с открытием нового знания. При этом эмпирическая эпистемология наделялась статусом основания научного знания, т.е. логические позитивисты были уверены, что эмпирический базис научного знания формируется исключительно на основе языка наблюдения. Отсюда и общая методологическая установка, предполагающая редукцию теоретических суждений
[1] Лекторский В.А., Садовский В.Н. Проблема методологии и философии науки. //Вопросы философии, 1980, № 3, с.17.