![]()
Пользовательского поиска
|
Возможно использование рейтингового анализа финансового состояния заемщика, основы которого разработаны в Финансовой академии при Правительстве РФ.
По итогам рейтинга в зависимости от количества набранных балов предприятие может быть отнесено к одному из классов:
· Высший класс - абсолютно устойчивое финансовое состояние.
· Первый класс - устойчивое финансовое состояние, небольшие отклонения от нормы.
· Второй класс - имеются признаки финансовой напряженности, которые могут быть устранены. Кредитование возможно под повышенный процент.
· Третий класс - предприятия повышенного риска.
Кроме рейтингового анализа возможно применение метода аудиторской проверки. Кредитный отдел может потребовать от заемщика предоставить официальное аудиторское заключение.
Подтверждение заемщиком номеров своих рублевых и валютных счетов с наименованием банковского учреждения, где они ведутся.
Как правило кредитный отдел направляет официальный запрос в банк заемщика с просьбой официально подтвердить информацию о наличии счетов заемщика. Однако проверка данной информации может также включать в себя посещение банка заемщика сотрудниками службы безопасности банка, проверку места его расположения, регистрационных документов, адресов и телефонов.
Сотрудники кредитного отдела. Используя личные связи и контакты, одновременно с проверкой банка службой безопасности пытаются получить конфиденциальную информацию о финансовом состоянии заемщика. В настоящее время в банковских кругах Москвы циркулирует «черный список» фирм и организаций, которые считаются неблагонадежными с точки зрения возврата выданных им кредитных средств.
Наиболее трудная задача для банка - получение, проверка и оценка информации о сделке или проекте, который предполагается кредитовать.
В научной литературе. В кругу российских банкиров -практиков идет дискуссия о том, какие данные должны предоставляться заемщиком. За рубежом банк и гроша не даст бизнесмену, который не умеет обосновать заявки, доказать, что эффективно будет использовать кредит, сможет вернуть его в срок с процентами. До сих пор, к сожалению, наиболее распространенный ответ российских бизнесменов на просьбу оценить предполагаемый рынок сбыта это невразумительное «Рынок сбыта неограничен».
Признаком изменения ситуации в лучшую сторону является то, что кредитные отделы банков стали все чаще и более настойчиво требовать от заемщиков маркетинговые исследования, включающие не только информацию о том, кто, почему, сколько, когда, почем и где будет готов купить данное изделие, но и сведения о возможных конкурентах, их продукции и ее качестве, примерных ценах и условиях продажи.
Детальное изучение представленного потенциальным заемщиком бизнес - плана, проекта или маркетингового исследования возможностей сбыта товара - не единственный метод контроля со стороны кредитного отдела банка. Сотрудники кредитных отделов начинают принимать непосредственное участие в переговорах при заключении кредитуемых банком сделок, а также использовать более прогрессивные методы контроля в виде совместной с заемщиком деятельности или даже долевого участия в акционерном обществе, создаваемом для реализации проекта.
Разумеется, более всего банк волнует проблема гарантий возврата кредита. Для ее решения банк нуждается в информации об источниках погашения кредита и платежных гарантиях в форме, приемлемой для банка (гарантии других банков, страховые полисы, залог).
![]() |