Григорий САЛТУП, saltup@onego.ru  

«ЧЕЙ  ГОЛОС  ДАЛЬШЕ  СЛЫШЕН?»

сценарий анимационного фильма

ПАНОРАМА: вид на территорию Северо-запада России как бы из космоса; стилизованная под «городовые чертежи» 15-17 веков карта пятин Великого Новгорода с Новгородом, Каргополем, Великим Устюгом, Архангельском, Онежским и Ладожским озерами, побережьем Белого моря, с Соловецким и Валаамским монастырями. Пятины новгородские – как современные области, только все стыкуются в одной точке, – в Великом Новгороде. Там сходятся пятины: «Вотская», «Шелонская», «Деревская», «Бежецкая» и «Обонежская»…

ДИКТОР ЗА КАДРОМ: Ильменьские славяне поселились вокруг озера Ильменя и на Севере Руси, в пятинах новгородских более тысячи двухсот лет назад. Ушкуйники и купчины новгородские на легких лодьях-ушкуях ходили за Большой Камень (Уральские горы), добывали мед диких пчел, воск, «мягкую рухлядь» – меха переливчатые и «рыбий зуб» – моржовые клыки и бивни мамонта с Моря Студеного. На Кольском берегу моря Белого добывали «мусковит» – слюду, которой стеклили в средние века окна в домах европейской знати. Торговали купчины новгородские припасами драгоценными с купцами Ганзейского союза…

ПАНОРАМА: стрелками по речным протокам и волокам стекаются в Великий Новгород товары, на Торговом Конце разодетые в бархат немцы, датчане и венецианцы торгуются с бородатыми новгородскими купчинами, по Неве уходят в Балтику галеры и каравеллы…

ДИКТОР: Монахи православные Богу молились, монастырские стены-крепости на окраинах Государства Московского возводили, для защиты веры православной, для сохранения обычаев праотеческих от посягательств иноземных…

ПАНОРАМА: Зосима и Савватий, Чудотворцы Соловецкие, возводят стены Соловецкого монастыря, старцы Валаамские ставят церкви и кельи на Валааме, рисунки-стилизации под житийные иконы 17 века…

ДИКТОР:  Крестьяне крестьянствовали. Осваивали дикие дебри: пожоги жгли, камни в «заборья» скатывали, на пожнях пни корчевали, пахали землицу, рожь да жито сеяли… Сказывают: жил в деревне Середка, что напротив Кижей крестьянин Аким Петрович с тремя сынами…

ПАНОРАМА: взгляд перемещается на Онего-озеро, на остров Большой Клименецкий и остров Кижи с многоглавыми церквями. Деревеньки из одного-двух высоких двухэтажных домов с крытыми сенными сараями и скотными дворами. Взгляд на уровне человека. Лето. Крестьяне вялят столетние сосны и ели, корчуют, пашут, косят сено. Мальчишка верхом на коне везет на волокуше стожок сена, за ним вприпрыжку бежит ребятня, молодые женщины с косами-литовками и граблями на плечах идут-поют песню. Подпасок гонит стадо из пяти коров. Трое молодых мужиков возводят стропила над новым домом, Аким Петрович поодаль на земле стоит, двумя руками показывает-руководит стыковкой стропильного перекрытия… Зима. Сугробы по окна второго этажа. Мальчишка на санях по «взвозу» наклонному завозит в сенной сарай стожок сена на «поветь» – сенной сарай.

ИНТЕРЬЕР: На повети в одном углу Аким Петрович со старшим сыном шьют по кокорине лодку-кижанку, рядом два других сына вставляют в деревянный винтовой станок «балу» распаренную березовую слегу, загибают её в дугу для упряжи. Старуха стоит, согнувшись, пригладила внучат, уходит в темный дверной проем…

ДИКТОР: На Русском Севере белое лето коротко, земля скудна, зимы долгие, труд тяжелый. Женатые сыновья от отца долго не отделялись, вместе крестьянствовали. Только большой семьей и держались. Но – подошел срок Старухиной жизни. Поболела недолго, слегла, померла… Отпели, похоронили Большуху Марью Васильевну. Посмурнели сыновья, попричитали снохи, Аким Петрович слезу смахнул. Помянули с Богом…

ПАНОРАМА: На горушке нетронутый вековой ельник, часовенка, туда, по пешему следу, по сугробам, идет по грудь в снегу конь, на дровнях домовина, которую обнимают две внучки. Бредут поп с причетником, Аким Петрович и сыновья без шапок, снохи в черных платках, внуки, родня… Поп крестится и машет кадилом, над могилой устанавливают крест-домовину с «кровлей», по-поморски.

ИНТ.: Изба, Аким Петрович сидит во главе стола, справа, на «пустом месте» на столе стакан с брагой и блюдце с хлебцем («поминальное» - для ушедшей Большухи). Сыновья стоят с семьями напротив отца: подле старшего сына его дородная жена Марья с тремя детьми. Рядом со средним сыном его жена-краса Татьяна с сынком пяти лет и дочкой на руках. Около молодого Ивана его молодая жена Настасья (почти девушка) с первенцем в пеленках.

АКИМ ПЕТРОВИЧ: - «Божья Воля! Что поделаешь? – надо дальше жить, хлеб растить, себя и малых деток кормить… Большой семье Большуха нужна! Чтоб порядок блюла, работой по совести награждала, свары – будь оне нелады! – пресекала… Решил я, сыны мои, ваших жен испытать: кому в нашей семье Большухой быть? Кому в доме править?»

ИНТ.: Изба, Аким Петрович и Марья.

АКИМ ПЕТРОВИЧ: - «Скажи-ка мне, Марья: «чей голос дальше слышен?»

МАРЬЯ: - «Петуха, батюшка! Такой голосистый, просто мочи нет! Каждое утро, едва рассветет, он уже на повети кукарекает. Спать не дает! Может, батюшка, ему голову свернуть? Да в суп?»

АКИМ ПЕТРОВИЧ: - «Нет уж, Марьюшка, побережем петушка. Зачем кур вдовить да цыплят сиротить? Ступай себе, да Татьяну покличь».

ИНТЕРЬЕР: Изба, Аким Петрович и Татьяна.

АКИМ ПЕТРОВИЧ: - «Скажи-ка мне, Татьяна: «чей голос дальше слышен?»

ТАТЬЯНА (призадумалась, пальцем о щечку оперлась): - «Быка, батюшка! Вот, намедни, у соседей бык рычал, так я слыхала. А до них три версты будет!»

АКИМ ПЕТРОВИЧ: - «Слух у тебя хороший. Молодец. Ступай да Настю зови».

ИНТ.: Изба, Аким Петрович и Настасья.

АКИМ ПЕТРОВИЧ: - «Скажи-ка мне, Настенька: «Чей голос дальше слышен?»

НАСТАСЬЯ: - «Хлеба, батюшка! Хлебный голос слышен дальше всего!»

АКИМ ПЕТРОВИЧ: - «Какой такой «хлебный голос»?

НАСТАСЬЯ: - «Да вот, батюшка, если в доме гостя или прохожего человека добром привечают да сытно кормят, - про тот дом далеко слыхать!»

АКИМ ПЕТРОВИЧ: - «Молодец! Умно рассудила! Быть тебе в нашем доме Большухою! Величать тебя будем «Анастасией Михайловной!»

ИНТЕРЬЕР: Изба, вся семья за столом. Справа от Акима Петровича Анастасия Михайловна, по левую руку её муж. Большуха встает, отдает поклон семейству. Стук в дверь. Входят калики перехожие (паломники), трое старцев и солдат с правым рукавом, заправленным за ремень шинели. На груди георгиевский крест.

СОЛДАТ (глухо кашляет): - «Мир вашему дому, хозяева! Мы, божьи люди. По обету до Чудотворцев Соловецких пробираемся… Обогреться пустите?»

НАСТАСЬЯ МИХАЙЛОВНА: - «Проходите добрые люди!»

АКИМ ПЕТРОВИЧ (встает): - «Проходите добрые люди! Вам еще далеко идти!»

ПАНОРАМА: Весна, берег Белого моря, студеные волны, ветер рвет парус. В лодье паломники крестятся. На горизонте далекие купола Соловецкого монастыря… 

СОЛДАТ: - «Доберемся, так поставлю Зосиме и Савватию свечу за Аким Петровича! Отпарил меня знатно, выгнал простуду мою в бане своей!»

СТАРЕЦ: - «Добрый хозяин Аким Петрович и Большуха в доме у него добрая!»

КОНЕЦ